Что является объектом живой или неживой природы — океан, вода, воздух, действующий вулкан, Солнце, Луна, Земля, планета, облака, радуга, почва, ручей, река, дерево, лист дерева, пень, цветок, трава, орех? Похожие предметы живой и неживой природы: список.

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

  • Живой организм в любом случае будет расти и развиваться . То есть, он обязательно будет проходить жизненный цикл от рождения и до смерти (да, как печально это не звучит). Давайте рассмотрим пример.
    • Возьмем любое животное (пусть это будет олененок). Он рождается, учится ходить через определенное время, растет. Потом уже во взрослой особи появляются свои детки, такие же оленята. И в завершающем этапе олень стареет и покидает этот мир.
    • Теперь возьмем семечко (любое, пусть это будет зерно подсолнуха). Если его посадить в землю (кстати, природой этот процесс тоже продуман). Через определенное время появляется небольшой отросток, который постепенно растет и увеличивается в размерах. Он начинает цвести, у него появляются семена (которые потом же падают на землю и повторяют новый цикл жизни). В завершение подсолнух сохнет и погибает.
  • Размножение , как составляющий и важный компонент любого живого объекта. Мы уж выше немного на примерах дали информацию о том, что все живые организмы размножаются. То есть, у каждого животного появляются детки, каждого дерево пускает отростки, с которых вырастают новые деревья. А цветы и различные растения рассыпают свои семена, чтобы те проросли в земле и с них получились новые и молодые растения.
  • Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Все те, кто питаются какой-либо пищей (это может быть другие животные, растения или вода) относятся к живой природе. Для поддержания жизни и развития, живым организмам пища просто необходима. Ведь из нее мы находим силы развиваться и расти.
  • Дыхание – еще один важный компонент живой природы. Да, некоторые животные или маленькие организмы делают эту функцию так же, как и человек. Мы вдыхаем кислород с помощью легких. А выдыхаем углекислый газ. У рыб и других обитателей, которые живут под водой, для этих целей имеются жабры. Но вот, например, деревья и травы дышат через листики. Кстати, им нужен не кислород, а, наоборот, углекислый газ. Более того, через специальные малюсенькие клетки (они еще и делают важные обменные процессы) выделяется кислород, который необходим животным и человеку.
  • Движение – это жизнь! Есть такой девиз, и он полностью характеризует живой мир. Попробуйте просидеть или пролежать весь день. У вас просто заболят руки и ноги. Мышцам нужно работать и развиваться. Кстати, у детворы часто возникает вопрос – как же двигаются деревья или цветы на клумбе. Ведь у них нет ног и они не передвигаются по городу. А вот обратите внимание, что растения поворачиваются за солнцем.
    • Проведите эксперимент! Даже дома, на подоконнике понаблюдайте за цветком. Если его развернуть в другую сторону от окна, то через некоторое время он снова будет смотреть в окошко. Просто растения делают свои движения очень медленно и плавно.
  • И последний, завершающий этап – это умирание . Да, мы затронули еще в первом пункте, что все завершают свой жизненный цикл. Кстати, в этом вопросе тоже существует тонкая грань.
    • Например, дерево, которое растет, относиться в живой природе. А вот уже срубленное растение не будет дышать, двигаться или размножаться. Значит, автоматически оно уже будет относиться к неживой природе. Кстати, то же самое относиться и к сорванному цветку.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

  • Мы упоминали, что представители живой природы должны двигаться, дышать, питаться и проходить жизненный цикл. Но хотелось бы еще добавить один небольшой нюанс. Это отходы жизнедеятельности и экскременты. Экскреция – это возможность организма избавляться от токсинов и отходов. Проще говоря, все живые организмы ходят в туалет. Это просто необходимая цепочка, чтобы не отравить наши клетки. Деревья, например, сбрасывают листья, меняют кору.
  • Кстати, о клетках . Все живые организмы состоят из клеток! Есть простые существа, которые складывается только с одной или нескольких клеток (это, так называемые, бактерии). Но об этом немного позже.
    • Множество клеток же группируются в ткань. А те, в свою очередь, складывают целый орган. Органы же, точнее их композиция (то есть, совокупность, группа) и делают готовый организм. Кстати, все живые существа, которые состоят из органов, относятся к классу высших представителей. И они являются очень сложными организмами.


ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

  • Нельзя не отметить еще и энергию Солнца и Земли. Все живые существа просто нуждаются в солнечном свете и пользуются дарами земли. Например, минералы. Самые доступные и понятные – это соль или уголь, которые добывают из ее почвы.
  • У каждого из нас есть свои повадки в поведении. Это называется реакцией на окружающую среду. Поведение же представляет собой очень сложный комплект реакций. Кстати, у каждого живого существа они различаются друг от друга.
  • Мы все можем приспосабливаться к любым изменениям. Человек, например, придумал в период дождя использовать зонт, а другие животные просто прячутся под навес или дерево.

Какие виды живых существ выделяет биология?

  • Микроорганизмы. Это самые древние представители живой природы. Они могут развиваться там, где есть вода или влага. Даже такие малюсенькие представители могут расти, размножаться и проходить целый комплекс цикла жизни. Кстати, они могут питаться водой и прочими питательными веществами. К ним, как правило, относятся бактерии, вирусы и грибы (но не те, что мы с вами едим).
  • Растения или флора (если говорить научным языком). Разнообразие просто огромное – это и трава, и цветы, и деревья, и даже одноклеточные водоросли (и не только). Дайте ребенку полную информацию о том, почему они принадлежат к живому миру.
    • Ведь они дышат. Да, вспоминаем, что растения вырабатывают кислород, а поглощают (или впитывают в себя) углекислый газ.
    • Они двигаются. Поворачиваются за солнцем, скручивают листочки или сбрасывают их.
    • Они питаются. Да, одни делают это через почву (например, цветы), получают питательные вещества из воды или делают это все из двух ресурсов.
    • Они растут и размножаются. Мы не будем повторяться, поскольку выше уже приводили примеры подобного объяснения.
  • Это просто огромный комплекс, который включает в себя диких или домашних зверей, насекомых, птиц, рыб, земноводных или млекопитающих. Они могут дышать, питаться, расти, развиваться и размножаться. Более того, им присуща еще одна черта – это умение приспосабливаться к условиям окружающей среды.


  • Человек. Стоит на самой вершине живой природы, поскольку ему присущи все вышеуказанные признаки. Поэтому, не станем их повторять.

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

  • Они не проходят жизненный цикл . То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
  • Они не питаются . Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
  • Они не двигаются . Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
    • Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
  • Конечно, нельзя не выделить их устойчивость . Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.


  • Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
  • И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения . Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

  • Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности. Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
    • А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
    • И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами. Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
      • Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
      • В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
    • Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
    • Атмосфера . Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.



Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

  • Мы все подвергаемся одним физическим законам. Бросьте вниз камень или ящерицу. Они будут падать вниз. Единственно, птица взлетит в небо. Но это благодаря наличию крыльев. Под водой она все равно пойдет на дно.
  • Все химические реакции одинаково действуют на живую и неживую природу. Удар молнии оставляет схожий след. Или еще более простой пример – появление соляного налета. Что на камне, что на человеке останется белые полосы от высыхания морской воды.
  • Конечно же, не забываем и про законы механики. Опять же им все подвергаются одинаково, без исключения. Например, под влиянием сильного ветра мы начинаем идти быстрее (если следовать за ним), а облака начинают быстрее плыть по небу.


  • Мы все имеем какие-то изменения. Просто человек или любое другое животное растет, изменяет форму. Камень тоже стачивается, облако меняет форму и цвет в зависимости от содержания количества капелек воды (то есть, влаги).
  • Кстати, цвет. Некоторые животные имеют или могут становиться такого же окраса, как и предметы неживой природы.
  • Форма. Обратите внимание на схожесть ракушки или лишайника на камень, или структуру графита на пчелиные соты. А снежинки с морскими звездами, например, ни у кого не вызывают некой симметрии в формах?
  • И, безусловно, нам требуется свет и энергия Солнца.

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

  • Например, самое простое – это вода. Она необходима всем живым представителям. Будь-то человек, лев, белка или цветок. Отличие лишь в том, что растения получают влагу через корень, а животные ее пьют.
  • Солнце. Относится к неживой природе, но оно просто необходимо зеленым растениям, чтобы происходила выработка кислорода. Живым же существам нужно оно для того, чтобы видеть и нормально развиваться. Кстати, звезды и Луна ночью выполняет подобную функцию, например, чтобы освещать путь.
  • Некоторые животные живут в норах, которые роют в земле. А другие, например, утки живут в камышах. Мох же растет на камне.
  • Некоторые минералы служат для питания многих животных и человека. Даже возьмем самую банальную соль. Уголь помогает согреться, а его добывают из недр земли. Кстати, сюда же можно отнести и газ, который поступает в наши конфорки и трубы.


  • Но животные играют немаловажную роль. Например, опавшие листья, перегнивая, питают почву. Даже некоторые отходы животных и людей способствуют ее обогащению. Но не имеется в виду бытовой мусор, он не перегнивает.
  • Растения служат укрытием для большинства животных, а те, в свою очередь, опыляют растения, разбрасывают семена и отгоняют вредителей. Например, дерево или камень служит для человека домом (если его построить).
  • Это далеко не все примеры. Каждая цепочка нашей жизни тесно взаимосвязана с другими аспектами природы. Кстати, еще хотелось бы выделить кислород, без которого не существовал бы ни один представитель живой природы.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

  • Но в любом живом представителе найдется такой же элемент, который встречается и в неживой природе . Например, даже вода. Она содержится во всех растениях, животных, человеке и даже в микроорганизмах.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

  • Почва служит домом для большинства представителей животного мира. Некоторые в ней живут, а другие – просто строят дома. Растения же тоже «живут» в почве, ведь по-другому они и не смогут расти.
  • Она самая питательная. Да, с ней просто никто не сравниться. Ведь в ней есть все необходимые минералы и элементы. Причем иногда связь может иметь и непрямой контакт.


Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

  • Для людей, например, она служит еще и основой добычи все минералов и полезных ископаемых. Даже тот же самый уголь. А также, нефть, газ или руды металлов.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

  1. Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
    • Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
    • Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
    • На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
    • А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
  2. Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
    • Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
    • В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
  3. На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
    • Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

  • Более того, человек умеет приспосабливаться к климатическим изменениям и прочим переменам окружающей среды.
  • У всех нас есть своя реакция на происходящее. Да, когда нас толкают, мы не отлетаем в сторонку, а даем сдачи.
  • Мы максимально используем ресурсы не только земли, но и океана, и космоса.
  • Человек использует тепло, свет и энергию солнца.
  • Человеку присущи все черты живой природы, он имеет ум и душу. Более того, он максимально использует данную возможность.


Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

Рис. 1. ( )

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. ( )

Рис. 3. ( )

Рис. 4. ( )

Рис. 5. ( )

Рис. 6. ( )

Рис. 7. ( )

Солнце, дерево и муравей - это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. ( )

Рис. 9. ( )

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни - они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. ( )

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. ( )

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. ( )

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. ( )

Рис. 14. ( )

Рис. 15. ( )

Рис. 16. ( )

Рис. 17. ( )

Рис. 18. ( )

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. ( )

Рис. 20. ( )

Рис. 21. ( )

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. ( )

Рис. 23. ( )

Рис. 24. ( )

Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. ( )

Рис. 27. ( )

Рис. 28. ( )

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. ( )

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. ( )

Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Областной центр информационных технологий ().

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.

Называет все живое и неживое, созданное без его участия. Это весь окружающий мир. В статье рассмотрим, что такое природа, из чего она состоит и какое влияние оказывает на жизнь человека.

Значение слова

В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.

В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:

  • минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
  • растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
  • животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).

Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство - биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.

Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:

  • Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
  • Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
  • Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
  • В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.

Слово «природа»: разбор и синонимы к нему

Слово «природа» является существительным женского рода. Согласно новым морфемным и словообразовательным словарям, оно состоит из двух частей:

  • «природ» - корень и основа слова;
  • «а» - окончание.

Если рассматривать слово «природа» по его этимологии, то в составе выделяют три части:

  • «при» - приставка;
  • «род» - корень;
  • «а» - окончание;
  • основа слова - «природ».

Многие считают второй вариант более верным. Потому что само слово «природа» означает все, что было при роде, то есть на Земле, где жили люди - род. Однокоренными словами являются такие: родина, народ, родственник, родители, родник и подобные.

Синонимы к слову «природа»: сущность, мир, подобие, вселенная, первооснова, организм, натура, естество, субстанция, действительность.

Обычно рассматриваемое нами слово ассоциируется с такими понятиями: деревья, лес, воздух растения, охрана, любовь, небо, животные, растения, времена года, горы, облака и другое.

Жизнь на планете Земля

Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.

Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва - основа для строительства и выращивания культур.

На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды - основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.

Живая природа

К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.

Главными признаками живой природы являются:

  • рождение, развитие, рост - вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец - во взрослого человека;
  • размножение - способность воспроизводить себе подобных;
  • питание - любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
  • дыхание и движение - живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
  • умирание - окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево - живая природа, а срубленный ствол - неживая.

Биология выделяет такие объекты живой природы:

  • микроорганизмы - самые первые формы жизни на планете;
  • растения - мир флоры, который представлен в богатом разнообразии - от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
  • животные - наиболее многочисленная группа живой природы;
  • человек - считается высшей ступенью развития живой природы.

Что такое природа неживая и почему ее так называют? Рассмотрим ниже.

Кроме растительности и животных, человека окружают и другие объекты, созданные без его участия. Это камни, облака, реки, горы, ветер, листья, солнечные лучи.

Неживая природа является первоисточником, именно из нее и благодаря ей появилась жизнь на планете. Все организмы используют объекты неживой природы в процессе жизнедеятельности.

Признаками объектов неживой природы являются:

  • устойчивость к погодным условиям и другим изменениям окружающей среды;
  • слабая изменчивость;
  • отсутствие способности дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться и умирать.

Изучением таких объектов занимаются науки: физика, химия, гидрография, геология, астрономия и другие.

Объекты неживой природы классифицируются следующим образом:

  • твердые тела - минералы, горные породы, ледники, камни, скалы, кометы;
  • жидкие тела - роса, дождь, облака, лава, река;
  • газообразные тела - пар, туманности вселенной, некоторые планеты, воздушные массы.

Жизни живой и неживой природы тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой. Особенно необходимыми являются почва, воздух, вода, солнце.

Связь природы и времен года

Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность - последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.

Смену сезонов в течение года принято называть временами года - это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.

Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.

Природа в искусстве

Что такое природа в искусстве? Это образ, который зачастую наделяется человеческими качествами: волей, стремлением или противостоянием.

Тема природы наиболее широко начала раскрываться с эпохи романтизма. Она описывалась как инстинктивное начало, что-то, противостоящее человеку. Природа в искусстве воспринимается как начало всего живого, поэтому ее часто называют чистой и девственной, а также матушкой. Когда человек устает от цивилизации, то он находит умиротворение в природе.

С 20 века персонифицированный образ наделен отмщением. Природа описывается как ответная реакция Земли на деятельность человека в виде стихийных бедствий и катаклизмов. Природные явления сложны и многообразны, они говорят о способности природы учить человечество.

Природа и жизнь человека

Человек является неотъемлемой частью природы. Он существует только благодаря ей - атмосферному давлению, жидкости, кислороду, почве. Стоит убрать всего один компонент, и человек не сможет существовать.

Люди создают для себя предметы роскоши, а первоочередные потребности удовлетворяет с помощью природы. Именно она дает защиту, ресурсы, пищу. Человечество давно перестало жить в пещерах и охотиться, взамен люди строят дома и магазины.

Для человека природа - неиссякаемый источник информации. Благодаря знаниям ученые анализируют прошлое и пытаются прогнозировать будущее.

Но при стремительном развитии НТП человечество перестает считаться с природой. В современном мире существуют глобальные проблемы - потепление, нехватка лесов, истребление животных... Все это выводит экосистему из равновесия. Правительства стран составляют проекты по восстановлению природы, засаживают территории и более тщательно анализируют оставшиеся ресурсы.

Вместо послесловия

На вопрос: «Что такое природа?» можно ответить по-разному, ведь она такая неоднозначная, непостижимая и безграничная. Но можно утверждать одно: человек называет себя царем природы, а на самом деле является лишь ее частью, компонентом чего-то большего, песчинкой в океане вселенной.

Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека - это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука - биология.

  • Микроорганизмы

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов - способность очень быстро размножаться.

Рис. 1. Бактерии

  • Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ - кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения - это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры - огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Рис. 2. Белый медведь

  • Человек

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

  • твердое (камни, горы, песок, лед);
  • жидкое (вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное (пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 418.

Вы уже знаете, что такое слово. Каждое слово описывает той или иной предмет, указывает на его месторасположение и дает ему название. Однако слова в русском языке не существуют сами по себе. Они объединяются в синтаксическую конструкцию, которая называется предложением.

Что такое предложение, знакомство с предложением

Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.

Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.

На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.

Что такое живая и неживая природа

Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.

Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.

Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.

Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.

Предложения с предметами живой и неживой природы

Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.

На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).

В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.

Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.

Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)

Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.

Бабушка смотрела на солнце. Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)