Собирательные числительные сочетаются с существительными мужского рода. Справочник по правописанию и стилистике

Собирательных числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются преимущественно в разговорной речи. У этих числительных есть ограничения в возможности сочетаться с другими словами.

Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат;

2) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц мужского пола: трое смелых, двое ожидающих; пятеро отдыхающих;

3) с существительными общего рода: трое сирот;

4) с местоимениями мы, вы, они : нас двое, их двое, вас пятеро;

5) с существительным дети: двое детей;

6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат;

7) с существительными, имеющими только форму множественного числа и обозначающими парные или составные предметы: двое саней, трое брюк, четверо суток.

При одушевленных существительных (особенно в косвенных падежах) собирательные числительные могут быть заменены количественными числительными целых единиц:

пятеро студентов – пять студентов

троими детьми – тремя детьми

семерым солдатам – семи солдатам

Такие варианты являются нормативными в обоих случаях.

Не употребляются собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных:!!! нельзя – трое дочерей, семеро овец, двое медведиц;

надо: три дочери, семь овец, две медведицы

Не употребляются собирательные числительные с существительными среднего рода, обозначающими неодушевленные предметы: !!! нельзя: трое озер; надо: три озера

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной и превосходной степени. Норме соответствуют формы типа “более, менее + начальная форма прилагательного”: более интересный, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного. Образование типа более интереснее, наиболее интереснее является ошибочным. Ненормативными являются также формы типа самый глубочайший, самый мудрейший, т.к. превосходство выражено в них дважды: суффиксом –ейш-, -айш- и частицей самый. Правильно: самый глубокий, самый мудрый или глубочайший, мудрейший.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать, махать и некоторые другие образуют вариативные формы настоящего времени:

полощут и полоскают, колышут и колыхают, мурлычут и

мурлыкают, плещут и плескают, рыщут и рыскают, машут

и махают.

Первые формы, с чередованием согласных, являются общелитературными, вторые, без чередования, свойственны разговорному стилю и в большей степени просторечию.

Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов сыпать (сыплет - сыпет), щипать (щиплет – щипет); первые формы являются литературными, вторые разговорными.

Есть особенности в образовании повелительного наклонения некоторых глаголов:

От глагола ехать - поезжай, (!!! Нельзя: ехай, едь), от глагола положить - положи (!!! Нельзя: ложь), от глагола класть – клади (!!! Нельзя: поклади), от глагола лечь – ляг (!!! Нельзя: ляжь).

Особого внимания требуют глаголы класть – положить.

Глагол класть не употребляется с приставками:

Правильно Неправильно

Я кладу я покладу

Ты кладешь ты покладешь

Он кладет он покладет и т.д.

Глагол положить, наоборот, употребляется только с приставками:

Правильно Неправильно

Я положу я ложу

Ты положишь ты ложишь

Он положит он ложит и т.д.

Вариантные словоформы глаголов подытоживать – подытаживать, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать различаются как книжные (с гласным О в корне) и разговорные (с гласным А в корне). Предпочтительными являются первые.

Распространенной ошибкой является сохранение суффикса –ну- в форме прошедшего времени непродуктивных глаголов на –нуть: (мокнуть, мерзнуть, сохнуть, привыкнуть, отвыкнуть, повиснуть, виснуть, воскреснуть, воздвигнуть, прокиснуть, продрогнуть, отвергнуть и нек.др.). В прошедшем времени нужно употреблять формы: мерз, мок, сох, привык, отвык, повис, вис, воскрес, воздвиг, прокис и т.д. !!! Нельзя: мерзнул, мокнул, сохнул, привыкнул, повиснул и т.д.

В русском языке существует такой вид имени числительного как собирательное числительное. Чаще всего в речи они комбинируются с существительными, однако существуют определенные правила их взаимодействия с другими частями речи. В этой статье подробно описаны эти правила, приведены наглядные примеры.

Количественные числительные делятся на собирательные, целые и дробные разряды . Примеры собирательных числительных: трое, семеро, десятеро и т.д.

Чаще всего собирательные числительные сочетаются с существительными. Но есть определённые правила такого сочетания. Собирательные числительные согласуются с такими существительными:

  • мужского или общего рода, которые называют одушевлённый предмет и заканчиваются на -а: дедушка, староста, мужчина и т.д. (трое мужчин, двое дедушек);
  • с другими окончаниями в мужском роде: парень, хирург, профессор и прочие (пятеро парней, четверо сыновей );
  • образованными от прилагательных (шестеро прохожих, семеро приглашённых );
  • имеющими форму только множественного числа (двое очков, трое саней);
  • указывающими на количество группы людей (пятеро ребят);
  • названия детёнышей животных (семеро козлят, двое котят );
  • в названиях парных предметов (двое ножниц, четверо сапог).

Такие числительные согласуются и с личными местоимениями: трое нас, двое их.

Собирательные числительные не употребляются:

  • с неодушевлёнными существительными мужского рода (два (а не двое) стола);
  • со словами женского и среднего рода (две бабушки, пять облаков ).

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко;ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток» ) сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц, с названиями детенышей животных: двое друзей, трое сирот, пятеро котят;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» : двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они;нас двое, вас трое, их было пятеро.

Степени сравнения прилагательных

!!!Не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции простой и сложной формы сравнительной степени типа «более интереснее» , «более лучшее положение», «более худшие привычки» и т.п.

Употребление некоторых форм местоимений

Запомни! Притяжательные местоимения его, ее, их (отвечают на вопросы чей? чья? чьи?, зависят от сущ.) не изменяются: его машина, их дом, его портфель.

При склонении местоимений 3 л. возможна вставка н: увидеть его – взглянуть на него

Н добавляется Не добавляется н
1) если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ): до нее, без него, по ним, за ней, над ними, у них . 2) если местоимение стоит после наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых др., употребляющихся с р. п.): возле нее, впереди него, сзади них, после нее, вокруг них. 1)если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им,; также: благодаря ему. 2) если местоимение стоит после сложных предлогов: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее; также: наподобие его, насчет их. 3)если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше ее, лучше их.
Допустимы обе формы (с н и без н): 1) если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь : у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними; 2) если местоимения 3-го лица оторвано от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им - между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими... (Горький). – ...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).

Образование и употребление некоторых форм глагола

1.Глагол класть употребляется всегда без приставки .

2.Глаголы с корнем -лож - (полож ить, вылож ить, улож ить, слож ить) употребляется всегда с приставкой .

3. Глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить – не употребляются в форме 1л. ед.ч.

4.Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Инфинитив повелит накл. ед.ч. мн.ч .

Глядеть гляди глядите

ехать поезжай поезжайте

лазать лазь лазьте

лезть полезай, лезь полезайте, лезьте

лечь ляг лягте

трогать трогай трогайте

Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!

I . Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро ) употребляются:

1) с существительными муж. и общ. рода, обозначающими лиц мужского пола (трое друзей, двое сирот );

2) с существительными, имеющими формы только мн. ч. (двое саней, трое ножниц );

3) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек» (двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц );

4) с личными местоимениями (нас двое, их было семеро );

5) с существительными, обозначающими детенышей животных (двое медвежат, семеро козлят );

6) с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог, трое рукавиц) , данная форма является разговорной, предпочтительнее употреблять пара сапог, пара рукавиц ;

7) с существительными, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (четверо знакомых, пятеро отдыхающих).

II. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными (два друга – двое друзей ) возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательного числительного Предпочтительно употребление количественного числительного
1) с существительными м. рода, обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий (пятеро играющих, двое прохожих); 2) с существительными м. рода, имеющими окончание –а (двое мужчин, четверо юношей). 1)с некоторыми существительными м. рода, называющими лиц по профессии, роду занятий, должности (три профессора, два генерала); 2) с неодушевленными существительными в косвенных падежах (около пяти суток, на шести санях). *В сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов).

Упражнение 4. С какими существительными сочетается собирательное числительное трое ?

Школьник, учитель, сосна, медвежонок, ножницы, носки, сестра, судья, сирота, ребята, рукавицы, ручка, ученица.

Упражнение 5. Со следующими словами составьте словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) невозможно образовать подобных сочетаний.

Ребенок, ябеда, отъезжающий, сутки, зелень, дуб, лисица, ягненок, плакса, подруга, импрессионизм, медведь, возможность, дискотека, командующий, друг, инженер, щенок, брюки, волокита, мальчик.




Упражнение 6. Составьте словосочетания числительных оба , обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец : Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

Упражнение 7. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 4. Грамоту вручили Е.П. Ивановой: ей исполняется восемь десятков. 5. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 6. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 7. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 8. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 9. Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 10. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех студентов *.

Дробные числительные

! В дробных числительных числитель склоняется как количественное числительное, знаменатель – как порядковое.

Числительныеполтора иполтораста имею только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора, полтораста, в косвенных падежах– полутора, полутораста.

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток» ) сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» : двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они;нас двое, вас трое, их было пятеро.

Собирательные числительные употребляются в значении субстантивированных числительных: вошли двое, трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В разговорном языке и просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола, например: Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям пятерым девочкам и трем сыновьям (Паустовский); В [военное] училище, я пошел, чтобы облегчить заботы отца, у которого было еще трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин в доме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т.п. не рекомендуются даже в разговорной речи;

б) с названиями детенышей животных, например: двое медвежат, трое щенят;

в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»; нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк» , вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер;

г) с другими словами в стилизованной речи: Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас (Багрицкий); трое коней (Паустовский).

2. При синонимичности, конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четверо конвойных;

2) с существительными мужского рода, имеющими окончание : двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов» ).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.


В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только форма именительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток. В косвенных падежах используются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов ) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов ). Выражение «пара часов» имеет просторечный характер.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ:
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ

Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от друга элементов: однородных членов в простом предложении (кошки и собаки; медленно, но верно; пришёл, увидел, победил) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного).

Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов в предложении, а также частей сложноподчиненного предложения). В словосочетании между словами существует только подчинительная связь.

Когда предлагают найти в тексте словосочетание с подчинительной связью «согласование / управление / примыкание», следует сразу исключить из круга поисков грамматическую основу предложения - сочетание подлежащего со сказуемым, составные именные и глагольные сказуемые, а также вводные слова. Именно вводные слова, так как во вводных словосочетаниях и предложениях может наличествовать тот или иной вид подчинительной связи. Сравните: «Алик, как загипнотизированный, шагнул вперед. Ему показалось, что гигант возится с молнией на куртке. Затем в руке его что-то блеснуло. Может быть , короткая дубинка» (С. Довлатов) - может быть здесь вводное слово. «Игорь Ефимов считает, что публикация любого творческого наследия большого писателя не может зависеть от воли его наследников. Елена Довлатова с такой позицией категорически не согласна, тем более что, по ее словам , сам Довлатов был против обнародования своих писем» (О. Сулькин); «Довлатовская интонационная легкость, даже игривость, равной по тонкости которой, пожалуй, нет ни у одного писателя, как мне кажется , коварно обманчива» (П. Басинский) – по ее словам, как мне кажется - вводные сочетание и предложение.

Основными видами подчинительной связи являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие » или «Не понять не ждавшим им », или «Не всякое «то » пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики» . Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели , но и тяжком бремени ... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы . Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов . И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы » (С. Довлатов).

Сочетания со связью согласование легко найти в тексте, если помнить, что в качестве зависимого (подчиненного слова) в них выступают изменяемые части речи: прилагательные (о тяжком бремени, тотальной несвободы, тягчайшим грузом), притяжательные (из вашей «Метаполитики»), относительные (какой ценой), указательные (эта мерзость) и определительные (вся мерзость, всяческих запретов), отрицательные (никакими силами), неопределенные (некоторые люди) местоимения, полные причастия (разрывающий ураган) и порядковые числительные (девятнадцатый год) и существительные – согласованные приложения, которые согласуются с главным словом в числе и падеже (если согласуемое существительное изменяется по числам); род же у существительных неизменен, так что по этому признаку они согласовываться не могут (мамой-учителем , в доме-новостройке ).

От причастий и прилагательных, участвующих в синтаксической связи согласование, следует отличать субстантивированные слова – прилагательные и причастия, перешедшие в разряд существительных: «Свобода одинаково благосклонна и к дурному , и к хорошему » (С. Довлатов). Эти слова образуют сочетания со связью управление, так как являются в данном контексте именами существительными: благосклонна (к чему?) к хорошему.

Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном и винительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов ?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих ) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю . Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца, досиживал на особом режиме последние сутки . Назавтра его должны были освободить . <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта . В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова » (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание .

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их. Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

Главным словом в таком словосочетании бывают глагол: «В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» – охранять (как?) бдительно; существительное: «Мы выпили кофе по-турецки » - кофе (какой?) по-турецки; «Меня никогда не одолевало желание путешествовать на автомобиле или поезде, мне нравилась езда верхом » - желание (какое?) путешествовать, езда (какая?) верхом; прилагательное: «Весьма склонный преувеличивать, наш собеседник и на этот раз не изменил себе» - склонный (как? насколько?) весьма ; наречие: «У меня есть более ценное достоинство, - объявил капитан, - я неплохо зарабатываю. Всякие там надбавки и прочее. Зря вы смеетесь. При социализме это важно. А коммунизм все еще проблематичен ...» - проблематичен (когда?) еще; «Он повел себя очень странно » - странно (насколько?) очень; причастие: «Все пациенты, желающие записаться на прием к врачу, могут сделать это по телефону» - желающие (чего? что сделать?) записаться; деепричастие: «Егоров ставил чурбан. Некоторое время приглядывался к сучкам. Потом коротко замахивался и резко опускал топор, слегка наклонив его...» - наклонив (как?) слегка.

Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их: они, в отличие от омонимичных им форм (вспомним историю про Маничку) личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните: «Назавтра его должны были освободить » - должны были освободить (кого?) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он , следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья?) его – это притяжательное местоимение, которое не изменяется: его голова, его головой, его голове, следовательно, примыкает к главному слову.

Особый случай примыкания – когда зависимым словом является инфинитив: «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать).

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько тоже выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Осадки, - реагировал Егоров, - ты лучше послушай, какой я сон видел. Как будто Ворошилов подарил мне саблю» - сон (какой?) какой – согласование; «В тот же день Борис заметил около уборной ефрейтора Петрова, которого сослуживцы называли - Фидель» - называли (кого?) которого – управление; «Куда тебя погнали среди ночи? Ехал бы с утра» - погнали (куда?) куда – примыкание.

Известную студенческую «шпаргалку»-подсказку напомнила нам одна из коллег:

При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.