Б.14 Принцип территориальной целостности. Основные принципы международного права Территориальная целостность и неприкосновенность государств

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенностьшире понятия территориальная целостность:несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.

Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство – это часть воздушного пространства, находящаяся над сухопутной и водной территориями государства. Предел высоты воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. Такая линия на международном уровне не определена. Каждое государство самостоятельно определяет правовой статус своей территории. На основании специальных международных договоров государство может предоставить определенную совокупность прав по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. У государств может возникнуть потребность в транзите через территорию другого государства, когда принадлежащий государству регион отделен от основной территории государства территорией другого государства. Такой регион называется анклавом. При осуществлении территориального верховенства государством могут устанавливаться запреты и ограничения. Так, действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии»).

Государство должно использовать свою территорию так, чтобы не причинять ущерб другим государствам, опираясь на принципы и нормы международного права. Правовым основанием изменения территории государства является межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким понятием, чем «государственная территория», оно включает в себя государственную территорию, прилежащую зону, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. Термин «территория», используемый в международных договорах применительно к определенным государствам-участникам, не всегда означает государственную территорию (или ее часть).

Один из важнейших признаков и элементов государства - его территория. Поэтому ее неприкосновенность и целостность - главнейшие ценностные свойства государства, непременные условия его существования.

Назначение принципа - защита территории государства от посягательств.

Однако само наименование данного принципа еще не установилось, в международных актах и литературе в его названии указываются как оба элемента - неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности. Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию в целях полного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в ее наземное, морское или воздушное пространство против воли данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен покушаться на его территорию в целях полного или частичного нарушения ее единства, расчленения, отделения, отторжения, передачи или присоединения всей или части к территории другого государства.

Анализируемый принцип - один из новейших принципов. Его формирование началось лишь в середине XX в. Ранее это было невозможно: до XX в. в условиях существовавшего тогда беспредельного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, насильственных разделов, обменов, продаж и аннексий. Так называемое классическое международное право, юридически признавая право на войну, тем самым летализовывало и сопровождаемые войной захваты и аннексии иностранных территорий. Поэтому веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.

В п. 4 ст 2 Устава ООН впервые были запрещены угроза силой или ее применение против территориальной неприкосновенности государств. В Декларации о принципах международного права при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава были отражены многие его элементы, хотя сам принцип еще отдельно не упоминался. Следующим этапом стал Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в котором он выделен уже как самостоятельный принцип с конкретным содержанием. Согласно принципу государства взяли на себя следующие обязательства:

уважать территориальную целостность друг друга;

воздерживаться от любых лействий. несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности или единства друг друга и от действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой:

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер неправомерного применения силы или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления;

не признавать законной никакую оккупацию или приобретения такого рода.

Таким образом, речь идет о любых действиях против неприкосновенности или целостности территории. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения властей данного государства является нарушением неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природ-ные ресурсы - составные компоненты территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения властей государства также противоправны.

В современном мире значение данного принципа весьма велико с точки зрения обеспечения стабильности межгосударственных отношений и защиты суверенитета всех государств. Россия в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции «обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории от опасности нападения извне являются одной из важнейших функций Российского государства, как и любого государства мира.

Еще по теме § 5. Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств:

  1. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
  2. ЦЕЛОСТНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ МИРА. ПОДВИЖНОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ БЫТИЯ. ТРУДНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ, ЦЕЛОСТНОСТИ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ДВИЖЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ. «ПАРНЫЕ» ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  3. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административнотерриториальное деление

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены отдельные элементы принципа, который трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако, учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства (далее -- ОАЕ) устанавливает, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ч. 4 ст. 2). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной целостности. В Декларации 1970 г. его содержание излагается в разделе о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются в виду временные или предварительные границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое основание, т.е. таких, которые установлены и соответствуют межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится и к постоянным границам, поскольку принцип неприменения силы не обязывает к признанию существующих границ.



В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после Второй мировой войны. В 1964 г. Организация африканского единства подтвердила применимость правила в отношении границ африканских государств. На его основе были признаны и границы между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось и при решении вопроса о границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось Международным Судом ООН при решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что оно является общепризнанной нормой международного права

Б.15 Принцип мирного разрешения споров: понятие и нормативное содержание. Механизмы реализации этого принципа

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". В таком же духе принцип закреплен в региональных актах, в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, а также в Североатлантическом договоре.

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру. Прочен мир справедливый. Несправедливые решения несут в себе зерна будущих войн. Поэтому справедливость признается необходимым принципом мирового порядка.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов. Предупреждение конфликта требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение углубления конфликта также достигается с помощью мирных средств. Особую роль в превентивной дипломатии призвана играть ООН. Этой проблеме посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи. Центральное положение среди них занимает Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.). Декларация подчеркивает принцип ответственности государств за предотвращение и ликвидацию споров и опасных ситуаций.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. В Постановлении о принятии предварительных мер по делу о законности применения силы (Югославия против США) Суд, выразив свою озабоченность применением силы в Югославии, которое поднимает серьезные проблемы международного права, заявил, что любой спор о законности применения силы должен решаться мирными средствами, выбор которых, согласно ст. 33 Устава ООН, принадлежит сторонам. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор" .