70 сессия генеральной ассамблеи. Что такое Генеральная Ассамблея ООН и зачем она нужна? Политический блокбастер вместо «Мюнхенской речи»


ООН, 15 сентября. В штаб-квартире ООН начала работу 70-я сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) всемирной организации.

Ее первое заседание открыл председатель - бывший глава МИД Дании Могенс Ликкетофт.

"Я объявляю 70-ю сессию Генеральной Ассамблеи открытой", - сказал он, ударив молотком.

После этого председатель ГА пригласил делегатов 193 стран-членов Генассамблеи провести минуту "молчания, молитвы и размышлений".

В ходе первой пленарной сессии, длившейся менее часа, были приняты ряд процедурных решений, в том числе касающиеся состава и организации работы комитетов ГА. Кроме того, было сделано предупреждение странам-членам, имеющим задолженности по взносам в бюджет ООН - серьезные просрочки по выплате могут привести к временной потере права голоса.

Историческая сессия Генассамблеи

В своей вступительной речи речи Могенс Люккетофт выразил надежду, что юбилейная сессия Генассамблеи "будет по-настоящему исторической". Он напомнил, что менее, чем через 10 дней в штаб-квартире ООН пройдет саммит, в ходе которого будет утверждена повестка в области глобального развития до 2030 года, которая нацелена на искоренение бедности и голода.

Кроме того, председатель ГА заявил о планах вынесения на голосования проекта резолюции, касающейся миротворческой деятельности ООН, а также проведения в декабре встречи высокого уровня по подготовке к Всемирному саммиту по информационному обществу. Весной 2016 года Генассамблея проведет встречи по вопросам борьбы с наркотиками и противодействия ВИЧ/СПИД, сообщил Люккетофт.

По его словам, при организации работы ГА он будет принимать во внимание и интерес стран к вопросам реформирования Совета Безопасности ООН, а также призывам придать "большую прозрачность и открытость" процессу выбора генерального секретаря.

ООН прошла проверку временем

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высоко отозвался о плане работы, изложенном председателем Генассамблеи, а также заявил о готовности "предоставить ему полную поддержку".

"Эта сессия знаменует 70-летие основания Организации Объединенных Наций. Принципы, заложенные в Уставе ООН, прошли проверку временем", - сказал Пан Ги Мун. В то же время, он обратил внимание на "масштабы страданий, которые продолжаются в мире". "Сегодня я особенно вспоминаю народ Сирии - тех, кто сталкивается с ужасающим насилием внутри страны, и тех, кто бежал и отчаянно ищет убежище и пытается начать новую жизнь", - отметил он.

Как заявил генсек ООН, 70-я сессия Генассамблеи должна сосредоточиться на "сострадании, предотвращении и, прежде всего, реальных действиях".

Саммит по развитию и общие прения

Первым крупным мероприятием в рамках ГА будет саммит по вопросам глобального развития, который пройдет 25-27 сентября. Особое внимание к саммиту будет приковано не только из-за того, что в нем примут участие десятки глав государств и правительств. В день открытия - 25 сентября - штаб-квартиру ООН впервые за 20 лет посетит папа римский Франциск.

На следующий день после завершения саммита по развитию в штаб-квартире стартует общеполитическая дискуссия, в которой в этом году ожидается участие свыше 150 глав государств и правительств, а также десятков министров иностранных дел государств-членов ООН. Выступления делегаций стран продлятся до 3 октября.

Ожидается, что участники общих прений затронут острейшие мировые проблемы, в том числе конфликты на Украине, в Сирии и Йемене, а также борьбу с терроризмом, ситуацию с мигрантами и глобальное изменение климата. Наиболее загруженным обещает стать первый день дебатов, в который с трибуны Генассамблеи выступят президенты России, Бразилии, Ирана, Казахстана, Польши, США и Франции.

Дебаты в СБ ООН и встреча "Квартета"

Заседания на общих прениях Генеральной Ассамблеи, которые будут длиться с утра и до самого вечера, будут сопровождаться множеством встреч "на полях".

Запланированы саммиты по миротворческой деятельности ООН, по вопросам борьбы с терроризмом, а 30 сентября в Совете Безопасности под председательством России пройдут министерские дебаты по теме "Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой в регионе".

В тот же день пройдут заседание высокого уровня по проблемам, связанным с нелегальной миграцией, и министерская встреча "квартета" посредников по ближневосточному урегулированию (Россия, США, ЕС и ООН).

О Генеральной Ассамблее ООН

Генассамблея является главным совещательным органом ООН. В 1946 году, спустя год после образования Организации Объединенных Наций, в ее составе было 51 государство, сейчас - 193. Последней страной, вступившей в ООН, стал в 2011 году Южный Судан.

С расширением организации существенные изменения претерпела и повестка Ассамблеи: в конце 1940-х годов она была посвящена главным образом проблемам деколонизации. Теперь круг обсуждаемых в ГА ООН вопросов включает проблемы социального и экономического развития, предотвращение конфликтов, послевоенное восстановление, борьбу с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и ВИЧ/СПИД, защиту женщин и детей, поощрение прав человека и основных принципов демократии. Кроме того, в формате Генассамблеи ведутся дискуссии о реформе Совета Безопасности ООН.

20:08 — REGNUM В.Путин: Уважаемый господин Председатель! Уважаемый господин Генеральный секретарь! Уважаемые главы государств и правительств! Дамы и господа!

70-летний юбилей Организации Объединённых Наций — хороший повод обратиться и к истории, и поговорить о нашем общем будущем. В 1945 году страны, разгромившие нацизм, объединили усилия, чтобы заложить прочные основы послевоенного мироустройства.

Напомню, что ключевые решения о принципах взаимодействия государств, решения о создании ООН принимались в нашей стране на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции. Ялтинская система была действительно выстрадана, оплачена жизнью десятков миллионов людей, двумя мировыми войнами, которые прокатились по планете в XX веке, и, будем объективны, она помогла человечеству пройти через бурные, порой драматические события последних семи десятилетий, уберегла мир от масштабных потрясений.

Организация Объединённых Наций — структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности. Да, в адрес ООН раздаётся в последнее время немало критики. Якобы она демонстрирует недостаточную эффективность, а принятие принципиальных решений упирается в непреодолимые противоречия, прежде всего между членами Совета Безопасности.

Однако хочу отметить, что разногласия в ООН были всегда, на протяжении всех 70 лет существования организации. И право вето применялось всегда: им пользовались и Соединённые Штаты Америки, и Великобритания, и Франция, и Китай, и Советский Союз, а позднее Россия. Это совершенно естественно для столь многоликой и представительной организации. При основании ООН и не предполагалось, что здесь будет царить единомыслие. Суть организации, собственно, и заключается в поиске и выработке компромиссов, а её сила — в учёте разных мнений и точек зрения.

Обсуждаемые на площадке ООН решения согласовываются в виде резолюций или не согласовываются, как говорят дипломаты: проходят или не проходят. И всякие действия любых государств в обход этого порядка нелегитимны и противоречат Уставу Организации Объединённых Наций, современному международному праву.

Мы все знаем, что после окончания «холодной войны» — все это знают — в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую вместо того, чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, «путается под ногами». Пошли разговоры о том, что Организация в том виде, в котором она была создана, устарела, выполнила свою историческую миссию.

Конечно, мир меняется, и ООН должна соответствовать этой естественной трансформации. Россия на основе широкого консенсуса готова к этой работе по дальнейшему развитию ООН со всеми партнерами, но считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений. Тогда у нас действительно не останется никаких правил, кроме права сильного.

Это будет мир, в котором вместо коллективной работы будет главенствовать эгоизм, мир, в котором будет все больше диктата и все меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы, мир, в котором вместо по‑настоящему независимых государств будет множиться число фактических протекторатов, управляемых извне территорий. Ведь что такое государственный суверенитет, о котором здесь уже коллеги говорили? Это, прежде всего, вопрос свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства.

Кстати говоря, уважаемые коллеги, в этом же ряду и вопрос о так называемой легитимности государственной власти. Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии. Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем‑то раз и навсегда единственно правильной.

Всем нам не стоит забывать опыта прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации. Однако, похоже, никто не учится на чужих ошибках, а только повторяет их. И экспорт теперь уже так называемых «демократических» революций продолжается.

Достаточно посмотреть на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, о чем говорил предыдущий выступающий. Конечно, политические, социальные проблемы в этом регионе назревали давно, и люди там, конечно, хотели перемен. Но что получилось на деле? Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса — насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся.

Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?» Но, боюсь, этот вопрос повиснет в воздухе, потому что от политики, в которой лежит самоуверенность, убежденность в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались.

Уже очевидно, что возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привёл к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знамёнами так называемого «Исламского государства» уже воюют десятки тысяч боевиков. В их числе бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения в Ирак в 2003 году были выброшены на улицу. Поставщиком рекрутов является и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции № 1973 Совбеза ООН. А сейчас ряды радикалов пополняют и члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом.

Их сначала вооружают, обучают, а потом они переходят на сторону так называемого «Исламского государства». Да и само «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов. Создав плацдарм в Сирии и Ираке, «Исламское государство» активно расширяет экспансию на другие регионы, нацеливается на господство в исламском мире и не только там. Только этими планами явно не ограничивается. Положение дел более чем опасно.

В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе и за счёт наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей в надежде потом как-нибудь разобраться с ними, а попросту говоря, ликвидировать.

Тем, кто действительно так поступает и так думает, хотел бы сказать: уважаемые господа, вы имеете дело, конечно, с очень жестокими людьми, но вовсе не с глупыми и не с примитивными, они не глупее вас, и ещё неизвестно, кто кого использует в своих целях. И последние данные о передаче оружия этой самой умеренной оппозиции террористам — лучшее тому подтверждение.

Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными. В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты. Тем более что в лагерях «Исламского государства» проходят «обкатку» боевики из многих стран, в том числе из европейских.

К сожалению, должен сказать об этом прямо, уважаемые коллеги, и Россия не является здесь исключением. Нельзя допустить, чтобы эти головорезы, которые уже почувствовали запах крови, потом вернулись к себе домой и там продолжили свое чёрное дело. Мы этого не хотим. Ведь этого никто не хочет, не так ли? Россия всегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах.

Сегодня мы оказываем военно-техническую помощь и Ираку, и Сирии, другим странам региона, которые ведут борьбу с террористическими группировками. Считаем огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими властями, правительственной армией, с теми, кто мужественно, лицом к лицу сражается с террором. Надо наконец признать, что кроме правительственных войск Президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется. Мы знаем все проблемы региона, все противоречия, но нужно всё‑таки исходить из реалий.

Уважаемые коллеги! Вынужден заметить, что в последнее время наш такой честный и прямой подход используется как предлог, чтобы обвинить Россию в растущих амбициях. Как будто у тех, кто говорит об этом, нет вообще никаких амбиций. Но суть не в амбициях России, уважаемые коллеги, а в том, что терпеть складывающееся в мире положение уже невозможно.

В действительности же мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами на основе международного права, объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по‑настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество.

И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны. Ведь «Исламское государство» не только несёт им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию — ислам. Идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности.

Хотел бы обратиться к мусульманским духовным лидерам: сейчас очень важны и ваш авторитет, и ваше наставническое слово. Необходимо уберечь людей, которых пытаются вербовать боевики, от необдуманных шагов, а тем, кто был обманут и в силу разных обстоятельств оказался в рядах террористов, нужно помочь найти дорогу к нормальной жизни, сложить оружие, прекратить братоубийственную войну.

Уже в ближайшие дни Россия, как председатель Совета Безопасности, созывает министерское заседание для комплексного анализа угроз на пространстве Ближнего Востока. Прежде всего предлагаем обсудить возможность согласования резолюции о координации действий всех сил, которые противостоят «Исламскому государству» и другим террористическим группировкам. Повторю, такая координация должна основываться на принципах Устава ООН.

Рассчитываем, что международное сообщество сможет выработать всеобъемлющую стратегию политической стабилизации и социально-экономического восстановления Ближнего Востока. Тогда, уважаемые друзья, и лагеря для беженцев строить не придётся. Поток людей, вынужденных покинуть родную землю, буквально захлестнул сначала соседние страны, а потом и Европу. Здесь счёт идёт на сотни тысяч, а может пойти и на миллионы людей. Это, по сути, новое великое горькое переселение народов и тяжёлый урок для всех нас, в том числе и для Европы.

Хотел бы подчеркнуть: беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке. Однако кардинально решить эту проблему можно только путём восстановления государственности там, где она была уничтожена, путём укрепления институтов власти там, где они ещё сохранились или воссоздаются, путём оказания всесторонней помощи — военной, экономической, материальной — попавшим в трудное положение странам и, конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест.

Разумеется, любая помощь суверенным государствам может и должна не навязываться, а предлагаться и исключительно в соответствии с Уставом ООН. Все, что делается и будет делаться в этой сфере в соответствии с нормами международного права, должно быть поддержано нашей Организацией, а все, что противоречит Уставу ООН, — отвергнуто.

Прежде всего считаю крайне важным помочь восстановить государственные структуры в Ливии, поддержать новое правительство Ирака, оказать всестороннюю помощь законному правительству Сирии.

Уважаемые коллеги, ключевой задачей международного сообщества во главе с ООН остается обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности. На наш взгляд, речь должна идти о формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасности не для избранных, а для всех. Да, это сложная, трудная, длительная работа, но альтернативы этому нет.

Однако блоковое мышление времен «холодной войны» и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют. Сначала продолжена линия на расширение НАТО. Спрашивается: ради чего, если Варшавский блок прекратил свое существование, Советский Союз распался? А, тем не менее, НАТО не только остается, она еще и расширяется, так же, как ее военные инфраструктуры.

Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором — быть им с Западом или с Востоком? Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом. Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге вспыхнула гражданская война.

Мы убеждены, остановить кровопролитие, найти выход из тупика можно только при полном добросовестном выполнении Минских соглашений от 12 февраля текущего года. Угрозами, силой оружия целостность Украины не обеспечить. А нужно это сделать. Нужен реальный учет интересов и прав людей на Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено Минскими договоренностями, ключевых элементов политического устройства государства. В этом залог того, что Украина будет развиваться как цивилизованное государство, как важнейшее связующее звено в строительстве общего пространства безопасности и экономического сотрудничества как в Европе, так и в Евразии.

Дамы и господа, не случайно сказал сейчас об общем пространстве экономического сотрудничества. Еще недавно казалось, что в экономике, где действуют объективные рыночные законы, мы научимся обходиться без разделительных линий, будем действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил, в том числе принципов ВТО, которые подразумевают свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию. Однако сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход Устава ООН. Они не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке.

Отмечу еще один симптом растущего экономического эгоизма. Ряд стран пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран. Другие государства, чьи интересы могут быть затронуты, также ни о чем не информируются. Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причем без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства.

Обозначенные проблемы затрагивают интересы всех государств, влияют на перспективы всей мировой экономики, поэтому предлагаем обсудить их в формате ООН, ВТО и «Группы двадцати». В противоположность политике эксклюзивности Россия предлагает гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, основанную на универсальных прозрачных принципах международной торговли. В качестве примера приведу наши планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайской инициативой по созданию экономического пояса шелкового пути. И по‑прежнему большие перспективы видим в гармонизации интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и Евросоюза.

Дамы и господа, среди проблем, которые затрагивают будущее всего человечества, — и такой вызов, как глобальное изменение климата. Мы заинтересованы в результативности климатической конференции ООН, которая состоится в декабре в Париже.

В рамках своего национального вклада к 2030 году планируем ограничить выбросы парниковых газов до 70−75 процентов от уровня 1990 года.

Однако предлагаю посмотреть на эту проблему шире. Да, устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие по своему характеру тактические меры, мы, может быть, на какой‑то срок и снимем остроту проблемы, но, безусловно, кардинально её не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал.

Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата.

Нам необходимо объединить усилия и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки. Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата. Россия готова выступить одним из организаторов такого форума.

Уважаемые дамы и господа, коллеги, 10 января 1946 года в Лондоне начала работу первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Открывая её, председатель подготовительной комиссии сессии, колумбийский дипломат Зулета Анхель, на мой взгляд, очень ёмко сформулировал принципы, на которых должна строить свою деятельность ООН. Это добрая воля, презрение к интригам и хитростям, дух сотрудничества.

Сегодня эти слова звучат как напутствие всем нам. Россия верит в громадный потенциал ООН, который должен помочь избежать новой глобальной конфронтации и перейти к стратегии кооперации. Вместе с другими странами будем последовательно работать ради укрепления центральной координирующей роли ООН.

Убеждён, действуя вместе, мы сделаем мир стабильным и безопасным, обеспечим условия для развития всех государств и народов.

Благодарю вас за внимание.

(организация запрещена в России), проблемы беженцев в Европе и ситуация на Украине. Во время Генассамблеи с речами выступят лидеры стран - основателей ООН, в том числе Владимир .

Российский президент, как отметил ранее глава МИД РФ , будет говорить о Сирии и Украине. Путин уже выступал с речью на юбилейной Генассамблее ООН в 2005 году, но тогда его речь была вполне дежурной: он поднимал тему адаптации ООН к новым историческим реалиям и делился планами о предстоящем председательстве России в «Большой восьмерке».

Политический блокбастер вместо «Мюнхенской речи»

Сегодня, когда Россия в связи с событиями в Крыму оказалась в международной изоляции, такую площадку, как ООН, российский лидер использует для более насыщенного выступления: «Путин давно не выступал на сессиях , а эта — еще и наиболее сложная для России. Поэтому нельзя исключать, что его речь будет содержательной и насыщенной и в ней будут содержаться «новые мирные инициативы», — говорит профессор-американист .

При этом те, кто ждет от Путина повторения «Мюнхенской речи», будут разочарованы. «Это не лучшая площадка для этого, поэтому здесь все будет мирно», — считает Зевелев, который ожидает услышать «что-то новое по поводу Сирии».

В свою очередь, эксперт Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон характеризует саму Генассамблею как «политический блокбастер», где Россия и США будут противостоять друг другу за влияние на страны Европы в сирийском кризисе. «США и Россия будут бороться за то, чтобы перетянуть как можно большее число европейских партнеров на свою позицию по разрешению сирийского кризиса», — говорит Фридрихсон.

Генассамблея сирийский кризис не разрешит — полномочия на решительные действия есть лишь у Совета Безопасности, однако выступления позволят услышать разные позиции сторон по вопросу кризиса в Сирии и его последствий в виде наплыва беженцев в Европу. «У этих двух тем есть нечто общее: они обе несут угрозу национальным государствам. Здесь задача — обозначить болевые точки, а не выработать конкретные сигналы», — говорит Зевелев.

Работа с беженцами в различных странах мира — это любимый конек различных ооновских организаций и главной из них — Управления верховного комиссара по делам беженцев. Правда, чиновники ООН признаются, что у организации нет денег на решение проблем сирийских беженцев. «В начале года мы обратились с просьбой помочь собрать $ 4,5 млрд для помощи 4 млн беженцам, находящимся в соседних странах. Сегодня уже сентябрь, а мы собрали не более 40% средств», — рассказала официальный представитель в недавнем интервью американскому радио NPR. Пожертвования от правительств стран и частных фондов — это единственная возможность получения средств. В связи с этим ожидается, что чиновники ООН и с высоких трибун, и в кулуарах саммита будут просить лидеров государств раскошелиться.

Что скажет Обама?

Американский президент расскажет об усилиях США по борьбе с террористической группировкой ИГИЛ — США возглавляет коалицию по борьбе с исламистами. В прошлом году Обама воспользовался площадкой ООН для того, чтобы поговорить об этой же угрозе. Он лично провел заседание а по этому вопросу, что редкость для американского президента. Правда, в той своей речи он упомянул ИГИЛ лишь пару раз, заявив, что идеология этой террористической группы «погибнет, стоит лишь вывести ее на чистую воду и встретиться с ней лицом к лицу при свете дня».

В отличие от высокопарных слов об ИГИЛ про роль России на Украине говорилось более конкретно. «Российская агрессия в Европе напоминает дни, когда большие нации с триумфом одолевали малые страны, руководствуясь территориальными амбициями», — заявил Обама.

Пока неясно, будет ли новая речь столь жесткой по отношению к России либо главное место в ней займет все же Сирия и ИГИЛ, а Россия будет упомянута лишь вскользь. Если это произойдет, это будет означать, что кризис на Украине будет уходить для США на второй план.

Стоит отметить, что для Обамы это последний шанс выступить на столь представительной сессии Генассамблеи. В следующем году он уходит со своего поста. «Важно, если Обама сможет выступить как мировой лидер, а не только как президент США», — говорит президент Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай .

По мнению Злобина, эта Генассамблея покажет, можно ли будет «нащупать общую почву для дипломатии Запада, России США и Китая или она подчеркнет и усилит раскол мира и изоляцию России».

Встреча Путина и Обамы на полях Генассамблеи ООН может состояться, а может и нет. Обе стороны не подтвердили, что сделан запрос о такой встрече. В случае если она все-таки состоится, прорывов ждать не стоит, однако даже короткое рукопожатие или обмен мнениями очень важны, учитывая глубину кризиса в отношениях. Неясно пока, встретится ли Путин с президентом Украины . Пока точной информации об этом нет, а украинская сторона отмечает, что «идут согласования между столицами».

Совбез превращается, превращается Совбез...

Во время Генассамблеи много будут говорить и о реформе самой ООН. Политики и справа, и слева уже многие годы твердят, что реформа ООН назрела и одна из главных целей — изменить Совет Безопасности. В числе претендентов на постоянное членство в Совете Безопасности давно стоят такие страны, как Германия, Япония, Индия и Бразилия. Как отметил в интервью глава Сергей Лавров, сегодня по этому вопросу есть «две непримиримые позиции». «Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решения через расширение количества непостоянных членов», — обратил внимание глава российской дипломатии. «При этом обе группы выступают за расширение СБ ООН», — сказал Лавров.

В свою очередь, Злобин из Центра глобальных интересов ожидает, что одной из главных интриг Генассамблеи станет именно констатация факта: ООН и тем более СБ политически умерли. «Вряд ли все будут праздновать юбилей и не думать о том, как создать международную организацию, способную быть адекватным в нынешних условиях инструментом управления международной системой. ООН давно превратилась в гуманитарную организацию, неспособную решить толком ни один политический конфликт», — считает он.

Юбилейная, 70-я, сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН начнет работу в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке. Старт годовому циклу, который обещает стать одним из самых насыщенных за все время существования Организации Объединенных Наций, даст генеральный секретарь Пан Ги Мун и австрийский дипломат Могенс Ликкетофт, избранный в июне председателем 70-й сессии.

Как сообщает ТАСС , официальная церемония открытия состоится в 15:00 по местному времени (21:00 по Киеву). Накануне в штаб-квартире ООН прошло последнее заседание текущей, 69-й, сессии. За прошедшие 12 месяцев 193 государства-члена Генассамблеи обсудили множество вопросов, а также приняли около 300 резолюций и решений по итогам голосования или на основе консенсуса.

В повестке 70-й сессии Генассамблеи – 170 тем, в том числе вопросы поддержания мира и безопасности, предотвращения вооруженных конфликтов, противодействия терроризму, расовой дискриминации и ксенофобии, защиты окружающей среды, содействия устойчивому развитию стран, соблюдения режима ядерного нераспространения, защиты прав человека и обеспечения верховенства права.

Также продолжится рассмотрение вопросов, касающихся реформирования Совета Безопасности. В последний день работы 69-я сессия Генассамблеи приняла резолюцию, которая “постановляет созвать рабочую группу открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава”.

Кроме того, в течение года официально стартует кампания по выбору генерального секретаря ООН. Полномочия Пан Ги Муна, занимающего этот пост с 1 января 2007 г., истекают 31 декабря 2016 г., и он не имеет права выдвигаться на третий пятилетний срок. 11 сентября ГА приняла резолюцию, призывающую к большей прозрачности в процессе выборов генсека.

На настоящий момент в список возможных претендентов входят исполнительный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, нынешний администратор Программы Развития ООН Хелен Кларк, президенты Чили и Литвы Мишель Бачелет и Даля Грибаускайте, а также бывший премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт.

Традиционно через неделю после открытия сессии в рамках Генассамблеи проходит общеполитическая дискуссия – дебаты, в ходе которых делегаты стран-членов ООН могут высказаться по любому вопросу.

Однако в этом году общие прения перенесены на более поздний этап, а первым по-настоящему большим мероприятием в рамках ГА будет саммит по вопросам развития, который пройдет 25-27 сентября. В ходе него будет утверждена повестка глобального социально-экономического развития на 2015-2030 гг., проект которой был одобрен странами-членами ООН несколько недель назад.

Особое внимание к саммиту будет приковано не только из- за того, что в нем примут участие десятки глав государств и правительств. В день открытия – 25 сентября – штаб-квартиру ООН впервые за 20 лет посетит Папа Римский Франциск.

На следующий день после завершения саммита по развитию в штаб-квартире стартует общеполитическая дискуссия, в которой в этом году ожидается участие свыше 150 глав государств и правительств, а также десятков министров иностранных дел государств-членов ООН. Выступления делегаций стран продлятся до 3 октября.

Ожидается, что участники общих прений затронут острейшие мировые проблемы, в том числе конфликты на Украине, в Сирии и Йемене, а также борьбу с терроризмом, ситуацию с мигрантами и глобальное изменение климата. Наиболее загруженным обещает стать первый день дебатов, в который с трибуны Генассамблеи выступят президенты России, Бразилии, Ирана, Казахстана, Польши, США и Франции.

За 70 лет своего существования ООН внесла большой вклад в дело борьбы с голодом и нищетой, эпидемиями и последствиями катастроф. Однако её усилия по предотвращению региональных вооружённых конфликтов и поддержанию мира были не столь успешными.

Семидесятая юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН стала самым представительным и важным международным событием 2015 года. В состоявшейся на сессии общеполитической дискуссии приняли участие свыше 140 глав государств и правительств. Были ли предсказуемыми её результаты? Что будет стоять на повестке дня международного сообщества в будущем?

Участники дискуссии обсудили целый ряд вопросов, от проблем безопасности до сотрудничества в гуманитарной области. Многие ораторы выразили опасения в связи с ростом числа глобальных вызовов, обусловленных деятельностью человека. Президент Уругвая Табаре Васкес зашёл настолько далеко, что сравнил развитие событий в сегодняшнем мире с сумасшедшим домом, захваченным пациентами. Много внимания было уделено программе устойчивого развития до 2030 г., принятой незадолго до сессии Генеральной Ассамблеи для содействия переходу к моделям устойчивого производства и потребления.

Однако больше всего внимания было уделено проблеме координации международных усилий по борьбе с ИГИЛ, которая заставила отойти на задний план некогда главные угрозы – распространение смертоносной лихорадки Эбола и конфликт на Украине, ставшие предметом обсуждения на прошлой сессии. Задачей поистине первостепенной важности в современной международной обстановке является борьба с международным терроризмом. Испания и Румыния даже выступили с инициативой учредить особый международный трибунал для членов террористических организаций. Но хотя мировые лидеры и были едины в том, что Сирию и Ирак необходимо очистить от террористических группировок, им так и не удалось достичь взаимопонимания относительно способов осуществления этой цели. Фактически начали оформляться две антитеррористические группировки, в одну из которых входят США, Франция, Турция и Катар, а в другую – Россия и Иран.

Выходит, что разногласия между государствами коренятся в невозможности определить источник террористической угрозы, равно как способы её устранения и восстановления государственности. Например, эмир Катара заявил, что распространение терроризма в Сирии является ответом на жестокое подавление народного недовольства. Тем самым он как бы намекнул, что за нынешнее трудное положение в стране несёт ответственность Башар Асад, который, следовательно, более не должен оставаться у власти. Схожую позицию занял и президент Франции Франсуа Олланд, который обвинил Асада в использовании баррельных бомб против гражданского населения Сирии и поставил под сомнение позицию нынешнего президента Сирии по послевоенному урегулированию. Президент США Барак Обама и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу также поддержали идею о том, что возвращение к предвоенному статус-кво между сирийским правительством и оппозицией уже невозможно. Лидеры России и Ирана выступили с противоположными заявлениями, подчеркнув необходимость оказания помощи нынешним сирийским властям. По их мнению, разгул терроризма является следствием внешнего вооружённого вмешательства во внутренние дела суверенной страны, как было при американских вторжениях в Ирак и Афганистан. Хотя такие временные альянсы обладают большим потенциалом, без объединения усилий им будет чрезвычайно трудно победить ИГИЛ и установить прочный мир в Сирии и Ираке.

Ещё одной темой, возбудившей горячие дебаты на сессии Генеральной Ассамблеи, стал компромисс по иранской ядерной программе. Сделка была одобрена и поддержана подавляющим большинством стран, представители которых назвали заключение соответствующего соглашения доказательством действенности дипломатии. Диссонансом прозвучало красноречивое и страстное выступление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, охарактеризовавшего сделку с Ираном как ошибку, которой суждено иметь самые тяжёлые последствия. Израильский лидер призвал международное сообщество не вести дело к постепенному ослаблению экономических и торговых санкций против Тегерана, а, напротив, продолжать оказывать на Иран давление до полного исполнения им своих обязательств перед МАГАТЭ и приступить к снятию санкций не раньше, чем это произойдёт. Ожидается, однако, что стороны продолжат исполнение соглашения по ядерной программе между Ираном и группой «5+1», несмотря на его осуждение Израилем, который в данном случае будет выступать в качестве пристрастного наблюдателя.

Вопрос экономических санкций очень часто поднимали мировые лидеры, чьим странам приходилось или по-прежнему приходится подвергаться ограничительным мерам. Например, участники ГА приветствовали решение США ослабить действие торговых и экономических ограничений против Кубы и восстановить с ней дипломатические отношения. Однако и Вашингтон и Гавана истолковали первый шаг по снятию санкций и достигнутые ими компромиссы в свою пользу. Со времён окончания второй мировой войны санкции становились всё более распространённым средством осуществления внешней политики, представляющим собой альтернативу военным конфликтам и гибридным войнам. Сегодня разного рода экономические ограничения действуют против таких стран, как Иран, КНДР, Зимбабве, Куба, Судан, Россия и Беларусь. Выступая на Генеральной Ассамблее, представители этих стран назвали их незаконными и необоснованными. Президенты Путин и Лукашенко попытались противопоставить концепции санкций идею «интеграции интеграций», заключающуюся в гармонизации региональных экономических проектов. Однако на Генеральной Ассамблее эта идея не сумела получить поддержку.

Что общего между такими странами, как Швейцария, Норвегия, Индия, Пакистан и Сьерра-Леоне? На Генеральной Ассамблее их представители, а также представители некоторых других стран, призвали к глубокому реформированию Совета безопасности ООН. В сущности, главными темами нынешней сессии стали будущее ООН и её способность реагировать на вызовы современности. Нет сомнения, что за 70 лет своего существования ООН внесла большой вклад в дело борьбы против голода и нищеты, эпидемий и последствий катастроф. Однако её усилия по предотвращению региональных вооружённых конфликтов и поддержанию мира были не столь успешными. Всякий раз, когда в конфликт так или иначе был вовлечён один из постоянных членов Совета безопасности ООН, деятельность этого органа оказывалась парализованной. Участникам Ассамблеи очень понравилось предложение Франции ограничить право вето в Совете безопасности, когда на обсуждение ставятся такие вопросы, как угроза миру или факт совершения преступлений. Кроме того, представитель Франции призвал увеличить число постоянных членов. Такая реформа ООН сделала бы механизм принятия решений в ней более гибким. Это также означало бы её полный отход от ялтинско-потсдамской системы международных отношений, последними устоями которой как раз и являются право вето и неизменность состава Совета безопасности ООН. Реформа Совета безопасности уже запущена, и можно не сомневаться, что к следующей годовщине Совет безопасности ООН будет выглядеть совершенно иначе.