Как правильно читать стихи с выражением. Выразительное чтение, обучение, практикум

О приёмах развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устному собеседованию в 9 классе рассказывает Шульгина Татьяна Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 1» Суджанского района Курской области.

Как прочитать выразительно и пересказать текст?

(Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность . Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой,
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность),
  • умение соблюдать этику и этикет общения,
  • умение анализировать внешние сигналы,
  • ассертивность (уверенность),
  • владение навыками активного слушания,
  • владение ораторским искусством,
  • актерские способности,
  • умение строить высказывание и вести диалог,
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо . Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения

Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать. Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важна эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: первая - регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая - помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта:

Уметь видеть эмоции ученика,

Контролировать свои эмоции,

Поддерживать рабочий продуктивный настрой,

Помогать выразиться юному собеседнику.

В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

1. Вызывайте детей к доске.

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и давать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

2. Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

3. Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеофрагменты телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

4. Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений , в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
  3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика.

Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

  1. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
  2. Чаще задавайте вопросы:

Как ты провел свое учебный день?

Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило?

В чем ты чувствуешь себя более уверенным?

Какие задачи на завтра ты определил?

Как с ними готов справиться?

Что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары - практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.

Важность вопроса, как научиться красиво читать, давно уже по достоинству оценена психологами и лингвистами всех рангов и мастей. И в детсаду, и в школе нас учат рассказывать с выражением стихи и прозу, позже, в некоторых вузах обучают искусству произнесения речей. Но красиво читать может далеко не каждый. Как научиться этому и какие упражнения для этого необходимо выполнять, рассказывается в данной статье.

Как красиво читать стихи?

Представьте, что перед вами раскрытая душа поэта. Поэтому стихи, особенно лирику, следует читать, максимально прочувствовав, пропустив через себя содержание художественного текста, написанного поэтом. Эпические произведения в стихах (например «Одиссею») нужно читать с некоторым отстранением, как бы констатируя происходящее. Басни следует читать «в лицах», представляя слушателям поведенческие интонации и мимику персонажей.

  • Перед прочтением прозы вслух необходимо несколько раз прочитать ее про себя, чтобы знать, о чем ведется повествование, какие герои участвуют в действии. Стихи перед декламированием лучше всего выучить наизусть, чтобы не «терять» строчки и не запинаться.
  • Перед декламированием займитесь собственной дикцией. Почитайте вслух несколько общеизвестных скороговорок, проверьте артикуляцию, поработайте над мимикой и жестами (профессиональные чтецы проделывают эти упражнения ежедневно по нескольку часов).
  • Соблюдайте расставленные в тексте знаки препинания, выделяя их интонационно. Повышайте и понижайте интонацию по мере прочтения предложений в тексте.
  • Купите или скачайте аудиозаписи известных чтецов и учитесь декламировать, повторяя мастеров. Этот метод обучения зачастую приводит к отличным результатам.

Выразительная речь - особое искусство и мощный инструмент убеждения и воздействия на окружающих. Люди, которые умеют четко и красиво выражать мысли, вызывают расположение, успешны в достижении целей.

Добиться этого помогают навыки выразительного чтения художественных текстов. Тогда и собственные мысли облекут элегантную, привлекательную форму.

Что важно знать, чтобы освоить выразительное чтение

Для того чтобы стать выразительным рассказчиком или чтецом, важны следующие вещи:

  • техника дыхания;
  • хорошая дикция;
  • произношение слов в соответствии с нормами языка.

Контроль дыхания

Контролировать дыхание можно научиться самостоятельно. В момент паузы делают глубокий вдох, а затем равномерно выдыхают воздух до следующей паузы. Умение приходит с практикой.

Слежение за дикцией

Хорошая дикция нечасто дается от природы, для развития произношения выполняют специальные упражнения и учат скороговорки.

Соблюдение норм произношения

Главные приемы, которые используют, чтобы добиться выразительности речи - это ударение, паузы, интонация. С помощью логического ударения выделяют смысловые, эмоциональные центры.

Паузы помогают привлечь внимание, передать переживания, подчеркнуть значимость.

Без интонации невозможно правильно передать содержание произведения и эмоциональную окраску. Чувства выражаются также силой голоса и скоростью изложения.

Памятка работы над выразительным чтением

  • Чтобы приобрести навыки красивого чтения, придерживайтесь следующего алгоритма:
  • Выберите понравившийся отрывок произведения.
  • Начните работу с небольшого куска. Используйте техническое устройство для записи голоса, например, диктофон. При прослушивании вы лучше заметите ошибки в прочтении.
  • Если в тексте встречаются непонятные слова, нужно разобраться с их значением.
  • После первого прочтения сделайте разметку текста с учетом пауз и интонаций. Укажите стрелками нисходящую и восходящую тональность. Отметьте короткую паузу одной чертой вертикально, длинную - двумя.
  • Прочувствуйте главную идею, чтобы верно определить логическое ударение.
  • Прочтите отрывок снова, соблюдая паузы, ударение и интонацию.
  • Работая над полным произведением, продумайте переходные моменты, которые несут психологическую значимость и подчеркнут кульминацию сюжета, его развязку.
  • Окрасьте речь эмоционально, используя силу и темп звучания. Для этого необходимо представить настроение автора и его героев. Сильные чувства передавайте более громкой речью, скорбь и грусть - тихим, приглушенным голосом. Быстрый темп поможет выразить всплеск эмоций, медленный - подчеркнет торжественность момента.

Применяя несложную технику и практикуясь, можно научиться мастерски читать литературные произведения. Кроме применения практических навыков, необходимо прочувствовать и понять внутренний смысл того, что хотел сказать автор.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.