Конспект урока биологии на тему «Иммунитет. Конспект урока биологии на тему «Иммунитет Универсальные учебные действия

Сергеева Е.Г.

Учитель биологии Iкатегории

МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

Урок по теме: Иммунология на службе здоровью

Цель урока:

Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательная:

Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Познакомить обучающихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела».

Воспитательные:

Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать поисково-информационные умения.

Обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Осуществлять всестороннее развитие личности.

Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рабочие карты обучающихся.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день дорогие друзья! Вы все пришли сегодня в школу. Вы улыбаетесь, а это значит, что вы все здоровы. И мы можем начать наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

(узнать, есть ли отсутствующие, если есть уточнить причину- болезнь)

Я не случайно сегодня обратила внимание на ваше здоровье.

Постановка проблемы: Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

(будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Тема: Иммунология на службе здоровью.

(записывают тему в рабочую карту ученика)

III.Целеполагание:

Итак, давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают)

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Цели урока : узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

Выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

IV. Открытие нового знания (работа с презентацией )

Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран (фрагмент из к/ф « Сказка странствий»- Чума в городе)

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке.Как вы думаете, почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится ?(люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было: Найти исторические факты распространения страшных инфекций

Историческая справка.

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

Английский ученый Эдуард Дженнер (1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

вакцинация

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? (прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

И попытаемся определить, что такое вакцинация?

(вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?(вырабатывают иммунитет)

А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? (вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

(сыворотка – готовые антитела )

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель: Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

(они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет, и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните кластер «виды иммунитета». Один человек сделает это у доски.(работает с интерактивной доской)

Иммунитет

Естественный Искусственный

Видовой наследственный активный пассивный

Приобретённый

Активный пассивный

(пояснить каждый вид)

Учитель: Нужно ли делать прививки? (обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

(нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.

Аллергия

аллергенной нагрузки на человека.

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

(поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?(Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам.Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

2 группа

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

4.Немного истории

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

4 группа

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови . (один человек у доски)

II III

Замечательно.

V. Первичное закрепление знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1. Иммунология – это наука об иммунитете

2. Побеждены многие болезни

3. Созданы вакцины против многих заболеваний

4. Разработаны лечебные сыворотки

5. Разработаны способы лечения плоскостопия

6. Разработаны методы пересадки органов

7. Изучен скелет человека

8. Разработана методика переливания крови

9. Анатомия наука о строении организма человека

10. Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11. Действие прямых и обратных связей в нервной системе

VI. Домашнее задание

§ 19.повт. §§ 17-19

VII. Рефлексия

Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель: Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Урок окончен. До встречи.

Предварительный просмотр:

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

2. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

4 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Предварительный просмотр:

Историческая справка.

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы,холеры, оспы. В 4 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн. человек. От чумы в 14 веке в Европе погибла четверть населения 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью. Её эпидемии производили трагическое опустошение.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400тыс человек. Ею заболевало2\3 родившихся, из восьми трое умирало. Особой приметой тогда считалось: «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.

В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. В Россию её завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из западной Европы. В России до 1917г. За 59 «холерных» лет заболело 5,6 млн. человек и почти половина из них погибла.

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-1919 годах унесла жизни сотен тысяч человек.

История развития Иммунологии.

Корни этой науки лежат в глубокой древности, так за 1000 лет до нашей эры китайские и индийские врачи знали о том, что человек, которому привито вещество из струпьев людей, переболевших оспой, при последующем заражении легче переносят эту болезнь. Китайцы, желая предотвратить оспу втягивали в нос, наподобие табака, высушенные и измельчённые корочки оспенных больных. Этот метод был назван – вариоляцией.

В 1762г. Английский медик Димсдал за вариоляцию, которую он сделал императрице ЕкатеринеII и наследнику престола, был награжден 10 тыс. фунтов стерлингов, ему был подарен портрет императрицы, присвоен титул барона, чин статского советника и звание лейб-медика, а так же установлена пенсия 500 фунтов в год. Но это не решало проблемы.

Английский ученый Эдуард Дженнер(1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

14 мая 1796г Э. Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Этот метод получил название вакцинация (то лат. «вакка»- корова) и благодаря ему в мире с 1979г. Не зарегистрировано не одного случая оспы.

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер(1822-1895) Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в лёгкой форме, то человек, перенёсший такую болезнь, окажется защищённым от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль и были созданы вакцины. Пастер разработал метод вакцинации. 6 июля 1885г навсегда вошёл в историю науки. Именно в этот день разработанной Л. Пастером вакциной против бешенства был привит мальчик Жозеф Мейстер, искусанный бешеной собакой. Этот человек впервые получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Большой вклад в развитие иммунологии внёс русский учёный И.И. Мечнииков. Разработал фагоцитарную теорию иммунитета. О которой мы уже вели речь на предыдущем уроке.

Аллергия

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы). Вещество, вызывающее аллергию называется аллергеном.

Аллергеном может быть: комнатная пыль, цветочная пыльца, стиральные порошки, антибиотики, шерсть собаки или кошки, корм для рыб, растения, продукты питания, тополиный пух, выбросы городских и сельских предприятий.

Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию, при этом выделяются вещества, повреждающие клетки. Возникает покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию. Раздражение слизистой бронхов к кашлю и усиленному выделению мокроты.

Последние десятилетия XX века характеризуются значительным ростом частоты аллергических заболеваний. Распространенность аллергии напоминает эпидемию, за последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой, необычной форме. Это связано с усилением аллергенной нагрузки на человека.

Ухудшающаяся экологическая ситуация, нерациональное питание, излишняя лекарственная терапия, бесконтрольное использование антибиотиков, стрессовые нагрузки, малоподвижный образ жизни, изменения в климате... Все это повышает подверженность организма человека воздействию аллергенов - даже тех, которые существовали всегда.

И если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии.

Немного истории

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени и хирургом Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено.

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам. Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости человеческой крови.

Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый Карл Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

В 1930 г. за открытие групп крови К. Ландштнейнеру была вручена Нобелевская премия.

В 1940 г. К. Ландштейнер и Александр Винер обнаружили в крови ещё один белок резус-фактор. У 15% людей нет этого белка.

Предварительный просмотр:

Дата_______________________

Тема _____________________________________________________________________

Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума - в знании.

Фалес из Милета.

Иммунология- это________________________________________________

Вакцина-это______________________________________________________

Вакцинация-это___________________________________________________

Сыворотка-это ________________________________________________________________

Признаки сравнения

Вакцина

Сыворотка

Что содержит?

Как организм получает антитела?

Как быстро развивается иммунитет?

Для чего применяют?

Аллергия – это ___________________________________________________________________

Схема переливания крови

II III

Задание (выберите правильные утверждения)

1. Иммунология – это наука об иммунитете

2.Побеждены многие болезни

3.Созданы вакцины против многих заболеваний

4.Разработаны лечебные сыворотки

5.Разработаны способы лечения плоскостопия

6.Разработаны методы пересадки органов

7.Изучен скелет человека

8.Разработана методика переливания крови

9.Анатомия наука о строении организма человека

10.Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.Действие прямых и обратных связей в нервной системе

Прочтите, что у вас получилось- это будут выводы из урока

Домашнее задание: § 19, повторить §§ 17-19


" Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки"

Димитриенко Наталья Геннадьевна, учитель биологии МОУ СОШ №5

Задачи:

Образовательные : формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;


Воспитательные:
формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

    Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

    Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с использованием интерактивной доски “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас здоровыми. И очень надеюсь, что наш урок будет вам полезен для сохранения и укрепления вашего здоровья в будущем.

  1. Актуализация понятий.

В результате всех войн 20 столетия на Земле в общей сложности погибло 111 млн. человек, из них примерно 1.1 млн. человек ежегодно. Уровень смертности от болезней в 14 раз выше. Например, ежегодно только от инфекционных заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами, умирают около 2.3 млн. человек.

СПИД, грипп, чума, туберкулез, оспа, малярия, гепатит ит.д.

Но почему даже в страшные эпидемии одни люди болеют, а другие нет?

Эпиграф урока:

Человека окружают катаклизмы – многочисленные микроорганизмы:

Вирусы, бактерии, микробы, но ведь человек не недотрога.

У него имеется защита…

Как вы думаете, изучением какой темы мы займемся сегодня? (Будем изучать защитные свойства организма)

Защиту организма называют иммунитетом . Давайте сформулируем задачи урока (ученики формулируют, учитель вывешивает на доске тему урока, задачи и план) .

Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Напомните, что мы изучали на прошлом уроке? (кровь, строение и функции)

  1. Выбрать из списка понятия, соответствующие особенностям строения клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  2. Выбрать из списка понятия, соответствующие функциям клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  3. Вставить в текст пропущенные термины (работа с интерактивной доской). См. приложение 2.

  4. Работа с электронным микроскопом (например, препарат какой ткани вам дан для просмотра, назовите особенности строения этой ткани и выполняемые функции). См. приложение 3.

  1. Изучение нового материала.

  1. Что же такое иммунитет?

Давайте обратимся к словарям и найдем определение термина «иммунитет» (ученики зачитывают)

Обратимся к слайдам презентации:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

Справляется с этой задачей иммунная система.

Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.

Давайте рассмотрим органы иммунной системы:

Центральные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Роль клеток – защитников против чужеродных тел выполняют клетки крови-лейкоциты. Повторим виды лейкоцитов (см. слайд презентации)

2. Физиологический механизм иммунитета

Каков физиологический механизм иммунитета?

Самостоятельная работа с учебником по группам.

1 группа выделяет новые основные понятия темы.

2 группа готовит сообщение об открытии Мечникова И.И.

3 группа составляет рассказ о защитных механизмах организма

4 группа заканчивает схему на интерактивной доске.

Проверяем работу групп:

1 группа – термины: иммунитет, лейкоциты, лимфоциты, фагоциты, антитела, В и Т лейкоциты, Мечников, фагоцитоз.

3 группа – сообщение о механизмах иммунитета:

По строению и выполняемым функциям лейкоциты делятся на лимфоциты и фагоциты. В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом, а клетки, его осуществляющие это фагоциты. Процесс был впервые открыт великим русским ученым И.И.Мечниковым.

2 группа: Сообщение о Мечникове И.И.

Великий русский ученый Илья Ильич Мечников свое открытие сделал, изучая морских беспозвоночных в Италии. Он обратил внимание, что у них в переваривании пищи у этих животных принимают участие подвижные клетки, похожие на амеб. Введя в тело морской звезды шип от розы, он наблюдал, как занозу окружают подвижные клетки, пытаясь уничтожить этот шип. Эти клетки Мечников назвал фагоцитами , что значит пожирателями, а процесс фагоцитозом. У высших млекопитающих и человека тоже существуют подобные клетки.

4 группа: Закончить схему на интерактивной доске. См. приложение 4.

ЛЕЙКОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

ФАГОЦИТЫ

В – клетки Т – клетки

Антитела Особые веществ

соединяются вызывают гибель

с бактериями бактерий и вирусов ФАГОЦИТОЗ

и делают их

беззащитными

против

фагоцитов

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом.

    Виды иммунитета .

Какие виды иммунитета существуют?

Иммунитет бывает естественный и искусственный .

Работа по группам с текстом учебника на стр. 122

1 группа объясняет естественный иммунитет

2 группа искусственный иммунитет

3 группа определяет группы естественного иммунитета

4 группа определяет особенности искусственного иммунитета.

Открывается схема на интерактивной доске. См. приложение 5.

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины . При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные предупредительные прививки делают от гриппа, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки . Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

    Сообщение учащихся о Дженнере и Пастере.

Дженнер Эдвард (1749-1823)

Английский врач, 14 мая 1796 года привил против оспы 8-летнего мальчика путем перенесения ему содержимого оспенного пузырька от женщины-доярки, которая заразилась коровьей оспой. Спустя 1,5 месяца и затем через 5 месяцев мальчику вводили материал от больного натуральной оспой. Мальчик остался здоровым. Метод Дженнера начали вводить повсеместно до полной ликвидации оспы – 8 мая 1980 года. Сейчас предупредительные прививки применяются широко и спасают человечество от многих страшных заболеваний, уносивших миллионы жизней.

Пастер Луи (1822-1895)

Французский ученый. Доказал, что инфекционные заболевания вызваны передачей патогенных микроорганизмов, а не самозарождением. Ввел способ уничтожения патогенных бактерий методом пастеризации – нагреванием до 50-60 градусов. Сейчас этот метод широко применяется. Также Пастер внедрял в организм человека ослабленных возбудителей для предохранения его от заразных болезней.

5. От чего же зависит сила иммунитета? Почему у одних он справляется с нагрузками, а у других нет, и они заболевают (ответы учеников: от организма, от питания, от занятий спортом, от вредных привычек). Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, ученики нашего класса: провели небольшое исследование. Для этого они провели опрос о вредных привычках учащихся 8-11 классов, их пристрастия к занятиям спортом и выяснили у мед. работников частоту заболевания учащихся. И вот что они получили (выступление учащихся с показом графика исследования), вывод: в классе, где учащиеся занимаются спортом и не имеют вредных привычек болеют меньше, значит у них более сильный иммунитет, а в том классе, где не любят спорт и курят, иммунитет у учащихся ослаблен, а значит иммунитет можно укрепить, занимаясь спортом.

Заполнение таблицы с учениками на интерактивной доске. См. приложение 6.

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

    Вредные привычки

А) алкоголь разрушает печень

Б) КУРЕНИЕ

В) НАРКОМАНИЯ

Г) ТОКСИКОМАНИЯ

2. Энергетическое истощение организма

А) болезнь

Б) плохой сон

В) ПЛОХОЕ ПИТАНИЕ

Г) НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты

4. Малоподвижный образ жизни

1. избегать вредных привычек

    Правильно питаться (рациональное питание)

    Витамины

    Режим труда и отдыха

    Заниматься спортом

    Сохраняйте хорошее настроение.

6.Иммунитет и СПИД

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны. Если ситуация по СПИДу не изменится, то к 2017 году на территории Нижегородской области количество зараженных этим вирусом приблизится к 50%. Мы с вами уже говорили как можно избежать заражения вирусом иммунодефицита человека, давайте повторим правила профилактики заражения ВИЧ.

Работа по группам – заполнение таблицы «Способы передачи ВИЧ-инфекции»

См. приложение 7.

  1. Рефлексия.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Скажите, ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, полученные знания будут вам полезны, и где вы их сможете применить?

Давайте возьмемся за руки и в каждой группе сделаем за столом круг друзей, готовых помочь друг другу в трудную минуту. Как вы думаете, с чем можно сравнить этот крепкий круг? Посмотрим на доску (методика «лупа») – с иммунитетом, где ЗОЖ, правильное питание, спорт, режим дня его составные части. Так пусть же он будет крепким как ваша дружба. Будьте все здоровы и счастливы.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

    1. Обязательное для всех: стр.122-124, выучить новые термины.

    2. По выбору: найти материал и подготовить по нему презентации об открытиях ученых Мечникова, Пастера, Дженнера.

Литература

    Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. - М.: Дрофа, 2005.-215 с.

    Поурочное планирование по биологии. 8 класс. Под ред. Сонина И.Н., - М., 2006

    Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2000. – 670 с.

    Электронное наглядное пособие Биология человека.- ЗАО «Новый Диск», 2007

Вставить пропущенные слова:

Кровь, лимфа, тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Непосредственно с клетками контактирует тканевая жидкость. Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы крови. Функции крови: разносит питательные вещества, кислород, гормоны, связывает все части тела организма, выносит из тканей продукты обмена веществ. Клетки крови человека образуются в красном костном мозге. Обеспечение дыхательной функции организма выполняют эритроциты, перенося кислород и удаляя углекислый газ. Защищают организм от микробов лейкоциты - белые кровяные тельца. В свертывании крови участвуют кровяные пластинки или тромбоциты.

Елена Бабешко
Конспект урока «Иммунитет» биология 8 класс

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет . ". 8-й класс

Бабешко Елена Владимировна, учитель биологии и химии

Цель урока : ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом .

Задачи :

Образовательные : раскрыть понятие иммунитет , познакомить с механизмом действия иммунитета , обосновать необходимость вакцинации.

Воспитательные : сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Развивающие :Формировать умения : слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование : компьютер, проектор, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока : изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №1.

Учитель : Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И. И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся в одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Как вы думаете почему?

Цель сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №2.

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель : Инфекционные заболевания известны давно. Слайд №3

Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы» . Исторические данные.

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, –

Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой.

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

(Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”) .

Учитель :

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти» , унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.

Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой» . Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский» , «гонконгский» , а в наши дни – «свиной» грипп.

Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет . На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера. Слайд № 4

Сообщение : в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» - «корова» ). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение : с именем Луи Пастера Слайд №5 связано появление многих вакцин от различных болезней, например, вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

Учитель : Ребята, вы видите портрет И. И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

Слайд №6.

Учитель : Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии .

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силамииммунитетом .

Учитель : тема нашего урока ИММУНИТЕТ .

Мы с вами рассмотрим виды иммунитета , выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета .

Слайд №7.

Учитель : Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

(Слайд 1 Биология 8 . Дрофа)

Учитель : чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами. (Слайд 2 Биология 8 . Дрофа)

В организме существует несколько видов лимфоцитов. Слайд 8.

Учитель : Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит. Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память . Говорят – выработался иммунитет .

2. Виды иммунитета . Слайды 3-5 Биология 8 . Дрофа

Слайд №9.

Иммунитет

Естественный Искусственный

врожденный приобретенный активный пассивный

вакцина лечебная сыворотка

Учитель : Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета ?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель : - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет ?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т. д.) .

А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель : Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями : введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель : Вспомните, что вводил Э. Дженнер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т. е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель : Что же происходит, когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет .

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет .

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета . Слайды 11-15

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета : СПИД, грипп. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д - дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа , СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель : Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

- Что нужно ввести ребенку

Учитель : в феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести : вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель : в нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации) Слайд 16

Учитель : Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет , виды иммунитета .

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет , а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет” .

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы, ослабляющие иммунитет Факторы , укрепляющие иммунитет

1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни

2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.

4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №16.

V. Подведение итогов урока .

Учитель подводит итоги урока ,сообщает домашнее задание : стр. 136-137, в. 1-9

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

Внешние барьеры – это кожа и слизистые оболочки;

Внутренний механизм защиты – иммунитет ;

Главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

План конспект урока по биологии в 8 классе

Тема: « Иммунология на службе здоровья»

Цель: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с наукой иммунологией; определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении; познакомить с классификацией иммунитета;

Развивающие : продолжить развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; формировать умения и навыки систематизировать и обобщать полученные знания;

Воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся стремление сохранения и укрепления своего здоровья; ответственное отношение к выполнению заданий.

Тип урока: комбинированный

Методы урока : проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, творческие, словесные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Универсальные учебные действия:

Предметные результаты обучения:

Знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;

Описывать применение вакцин и сывороток;

Сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;

Воспроизводить определения понятий « аллергия», « аллерген», « тканевая совместимость», « донор», « реципиент»;

Знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные - использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;

Регулятивные - контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

Осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;

Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.

Оборудование: компьютер, презентация "Иммунология на службе здоровья", инструктивные карты учащихся, учебник Биология. Человек. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, и.Н.Беляев

Ход урока:

I. Организационный момент:

II.Актуализация знаний об иммунитете и инфекционных заболеваниях.

Фронтальный опрос:

Назовите защитные барьеры организма.

Что такое иммунитет?

Что значит неспецифический иммунитет?

Что такое антигены7

Укажите различие клеточного и гуморального иммунитета.

Назовите иммунные системы.

Что такое СПИД?

Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции.

Перечислите инфекционные болезни.

III/ Целеполагание :"Ребята, буквально вчера, мы записали в дневники запись: « Будет проводиться вакцинация учащихся нашей школы против гриппа». Да и среди населения, тоже проводиться вакцинация.Для чего нам нужны прививки?

Как вы дмает, какая у нас тема урока?

I V . Изучение нового материала:

Слайд №1. Тема и цели урока.

История изобретения вакцины.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? ?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что изучает наука иммунология?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами должны поработать с § №19.

Работать на уроке будем как индивидуально, так и в группах.

Откройте §№19, возьмите инструктивные карточки. (прилагаются).

Прочитайте и выполните задание №1.(индивидуальная работа).

Слайд №3 - Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить или дополнить.

Прочитайте задание №2. (индивидуальная работа). Ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана.

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». (Все это связано с искусственным иммунитетом)

Проверяется работа учащихся по слайду №4.

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Но вначале, я хочу задать вам вопрос, на который постарайтесь ответить после выполнения полученных заданий.

Слушайте внимательно:

Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, выводящие эти соли в осадок. Зачем это делают?

Работа по группам. (Задания одинаковые, но возможно, что группы выберут себе в качестве домашнего задания разный вид творческой работы). Учащимся предлагается сесть по группам. Координаторы, назначаются учителем заранее и они сами формируют группы.

Внимательно прочитайте задание №3. (прилагается).

Учащиеся знакомятся с понятиями «аллергия» и причинами тканевой несовместимости.

Группы получают разные задания.

Задание №4 для группы№1 . (прилагается)

Задание №5 для группы №2 . (прилагается)

Прочитайте задания.

Обратите внимание на правильность, точность выполнения задания.

Результаты на слайдах №5 и №6. Модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетрадь.

Вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением задания №3.

Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, предложить им вспомнить: что влияет на свертываемость крови?

Слайд №7 . Ответ на вопрос: Донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. В результате удаления кальция эта кровь не свертывается и ее можно хранить долгое время.

V. Закрепление:

Игра: «Крестики – нолики»

Группы выбирают либо «Х» Либо «О».

Вопросы для игры: 1. Что такое вакцина? 2. Назовите способ приобретения искусственного пассивного иммунитета. 3. Назовите способ приобретения естественного активного иммунитета. 4. Что такое аллерген? 5. Вещество, вызывающее иммунную реакцию. 6. Процесс пожирания чужеродного вещества. 7. Способность организма избавляться от чужеродных тел. 8. Человек, отдающий кровь. 9. Он создал первую вакцину.

VI. Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

Чем вам помогли слайды

V II . Задание на дом: § №19.

Работа по группам. Задание №3. Выполнить творческое задание.

Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:

  1. мини-сочинение;

    мини-сказка или стихотворение;

    плакат и др.

выбор.(прилагается)

VI II . Подведение итогов урока и выставление оценок.

Инструктивная карточка к уроку