Литературные кружки и салоны дореволюционной россии. Литературные общества, кружки и салоны

Литературная жизнь России этого периода развивалась бурно, в среде литераторов и политиков главным был вопрос: Какой быть России? Монархия? Республика? Каким быть литературному языку? Ведь язык Пушкина так отличается от языка Державина. Русский литературный язык был создан в начале XIX века. Литературные общества, кружки позволяют увидеть общее поступательное развитие русской литературной общественной мысли. Самое раннее из таких объединений – «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 года. Далеко не случайно это литературное общество возникает в Москве, которая в начале XIX века являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи.

«Дружеское литературное общество» выросло из студенческого кружка, состоявшего из

воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона. В это общество входили Андрей и Александр Тургеневы, Кайсаров, В.Жуковский, А.Войков, С.Родзянка, А.Ф.Мерзляков. В их лице заявило о себе новое поколение писателей. Участников «Дружеского литературного общества» характеризовали общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России, ее культуры, вражда к косности, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения Родине. «Дружеская общность» легла в основу этого объединения, собраниям общества были присущи неофициальный, непринужденный тон, атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества».

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное в Петербурге в 1801 году. Участниками «Вольного общества» стали Языков, Ермолаев, Пнин, Востоков, они стремились заявлять о себе во всеуслышание, стремились добиться официального признания: Пнин явился автором трактата «Опыт о просвещении относительно к России». Трактат был представлен Александру I и заслужил «высочайшее одобрение». Участники «Вольного общества» мечтали о развитии просвещения и общественных реформ в России. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802-1803). В 1804-1805 годах членами общества стали К.Батюшков, А.Мерзляков, Н.Гнедич, В.Л.Пушкин. В 1812 году «Вольное общество» прекращает свою деятельность, но в 1816 году деятельность общества была возобновлена, во главе его был новый Президент – Измайлов. Этот период деятельности «Вольного общества» назван «Измайловским». Членами Измайловского общества были К.Рылеев, А.Бестужев, В.Кюхельбекер, А.Раевский, О.Сомов. Будущие декабристы стремились активно воздействовать на современное им общественно- литературное движение. «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия» сначала ориентируются на «Вольное общество». «Московское общество любителей русской словесности» просуществовало более 100 лет. Созданное при Московском университете, оно включало в свои ряды преподавателей, московских литераторов и просто любителей словесности. «Московское общество любителей русской словесности» было учреждено в 1811 году, в целом позиция общества тяготела к классицизму, защитниками принципов которого были организаторы и руководители общества (в особенности А.Ф.Мерзляков). Временем наивысшего литературного расцвета для общества был 1818 год, когда, по свидетельству Дмитриева, в его работе участвовали видные петербургские поэты: Жуковский, Батюшков, Ф.Глинка.



В 1811 году возникло литературное общество «Беседа любителей русского слова» (1811-

1816), объединение петербургских литераторов. Организатором и главою «Беседы» был адмирал Шишков, защитник классицизма, автор известного «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка» (1803). Адмирал Шишков, не будучи сам литератором, возглавил известных литераторов России: членами «Беседы» были Державин, Крылов. Заседания общества были торжественны: фраки, бальные костюмы. Литераторы читали новые произведения. Крылов и Державин были своеобразным украшением «Беседы». Русский язык, с точки зрения «Беседчиков»,

должен развиваться по национальной традиции, основой языка должны стать старинные летописи, а все европейские кальки необходимо уничтожить и заменить русским вариантом. «Беседчики» выступили против того, чтобы русский язык развивался в духе европейских языков, так как он имеет свое национальное русло. Шишков – теоретик и защитник «старого слога»; данная тенденция была направлена прежде всего против европейских традиций русского Просвещения. «Беседчики» были яростными защитниками всего русского и национального от «разрушающего воздействия» западноевропейской культуры.

Однако процесс европеизации русской духовной культуры обогатил ее огромным количеством новых общественных и философских идей, эстетических и нравственных представлений, художественных форм, без освоения которых ее дальнейшее развитие и самоопределение было невозможно. Центральным вопросом в литературной борьбе «дней Александровых прекрасного начала» стал вопрос о литературном языке, или «слоге». После выхода в свет «Рассуждений о старом и новом слоге российского языка» защитника классицизма Шишкова не утихала полемика о русском литературном языке вплоть до начала 20-х годов XIX века. Этой полемикой и характеризуется размежевание и борьба двух основных идейно-эстетических тенденций русской литературы. Белинский назвал этот период «карамзинским периодом». Одна из них была представлена «карамзинистами», приверженцами «нового слога». Николай Карамзин возглавил литературное общество «Арзамас». «Карамзинисты», в отличие от «Беседчиков», видели другой путь развития и продолжали европейские традиции русского Просвещения, «построили» свой этикет общения, встреч, все они были моложе «Беседчиков». Самым молодым из них был Александр Пушкин. Каждый из членов общества «Арзамас» имел прозвище, носили прозвища из баллад В.Жуковского: Василий Пушкин именовался – «Чуб», Михаил Орлов – «Рейн». Это было своеобразное «братство», в котором не было никакой иерархичности, и где царили свобода, равенство и братство. Арзамасцы были в своем представительстве чрезвычайно пестрыми, в общество входили и политические деятели. Литературное общество «Арзамас» на первых порах противостояло «Беседе», и арзамасцы многое сделали для развития русского литературного языка, по мнению членов общества, русский язык должен развиваться в лоне других европейских языков должен вбирать черты других языков. «Беседчики» были классицистами, «арзамасцы» – сентименталистами и романтиками, следовательно, сам стиль был другим. Там, где классицисты писали: «Взошла луна»; сентименталисты, предромантики напишут: «Взошла геката». Таким образом, вычурность, изысканность стиля были им присущи, именно это и вызывало нарекание со стороны «беседчиков»; все эти баталии стали литературными. Важное обстоятельство культуры того времени состояло в том, что в сфере интеллектуального общения разговорным языком не только «света», но и всех образованных людей был язык французский, и ничего общего с «галломанией», космополитизмом, пренебрежением к народу это в основе своей не имело. Причина была в огромном разрыве между духовными запросами образованных слоев русского общества и семантическим строем русского языка. Проблема русского языка была чрезвычайно актуальной, так как русский язык был языком бытового общения, он не допускался в высшую культурную сферу: по-русски невозможно было сказать так же красиво, изящно, как по-французски: не было эквивалента. Пушкин в 30-е годы XIX века пишет жене Натали письма на французском языке. Вот почему образованные люди России, литераторы и поэты, стремятся создать тот язык, который вобрал бы «строгость английского, философичность немецкого», изящество французского.

Романтизм

Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Романтизм принес раскрепощение личности, человеческого духа, творческой мысли. Романтизм не отвергал достижений предшествующих эпох, он возник на гуманистической основе, вобрав в себя многое из того лучшего, что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности. Романтизм был открытием дотоле неведомого поэтического мира прекрасного, явился своеобразным стимулом расцвета искусств. Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В.Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм – явление сугубо историческое, не сведенное к единым или даже однозначным началам. Это явление по-разному понимали и толковали сами романтики. Романтизм не просто направление в литературе – это прежде всего миропонимание, мировосприятие. Для романтизма свойственно противопоставление мечты и действительности, идеала и реальности. Реальной, отвергаемой действительности романтизм противопоставляет некое высшее, поэтическое начало. Антитеза «мечта – действительность» становится у романтиков конструктивной, она организует художественный мир романтического произведения, является характерной и определяющей для романтического искусства. Антитеза «мечта – действительность» вызвала романтическое искусство к жизни, она лежит в самых его истоках. Отрицание сущего, реально данного является мировоззренческой предпосылкой романтизма.

Романтизм как направление не случайно возник на грани XVIII и XIX веков. В «Исповеди сына века» (исповеди романтика) Мюссе назвал две причины, породившие трагическое и вместе с тем романтическое двоемирие его современника: «Болезнь нашего века происходит от двух причин: народ, прошедший через 1793 и 1814 годы, носит в сердце две раны…» Потрясения революции и потрясения наполеоновских войн во Франции поставили перед каждой отдельной личностью и обществом в целом множество острейших и неразрешимых вопросов, заставили пересмотреть прежние понятия и ценности. Мюссе писал: «Это было какое-то отрицание всего небесного и всего земного, отрицание, которое можно назвать разочарованием или, если угодно, безнадежностью». С точки зрения романтика, мир раскололся на «душу» и «тело», резко противостоящие друг другу и враждебные. Вопреки самым светлым надеждам и ожиданиям, революция не отменила векового угнетения человека человеком, буржуа внесли с собой в жизнь принципы наживы и материальной выгоды. Великие ожидания сменились на не менее великие разочарования. Пошлость буржуазной действительности стала восприниматься как пошлость жизни вообще, поэтому вполне закономерным оказывалось безусловное и абсолютное отрицание действительности. Романтики не в доводах разума, а в поэтическом откровении видели ближайший путь к истине. Новалис писал: «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого». Из романтического отрицания действительности возникает и особенный романтический герой. Подобного героя не знала прежняя литература. Это герой, находящийся во враждебных отношениях с обществом, противопоставленный прозе жизни, противопоставленный «толпе». Это человек внебытовой, необыкновенный, беспокойный, одинокий и трагический. Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности, в нем заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховною и бесчеловечною прозою жизни. Из романтического отрицания мира вытекает и стремление романтиков ко всему необычному, всему тому, что выходит за пределы отвергаемой реальности. По словам Г.Поспелова, все романтики «искали свой романтический идеал за пределами окружающей их реальной действительности, все они так или иначе противопоставляли «презираемому здесь» неопределенное и таинственное «там». Жуковский искал свое «там» в потустороннем мире, Пушкин и Лермонтов – в вольной, воинственной или патриархальной жизни нецивилизованных народов, Рылеев и Кюхельбекер – в героических, тираноборческих подвигах древности».

Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, обращались к историческому материалу в своих произведениях. Романтики, обращаясь к истории, видели в ней основы национальной культуры, ее глубинные источники. Романтики не только дорожили историческим прошлым, но и основывали на нем свои универсальные социальные и исторические концепции. Однако существенным и подлинным для них был не столько сам исторический факт, сколько поэтическое толкование факта, не историческая действительность, а историческое и поэтическое предание. По отношению к историческому материалу романтики чувствовали себя достаточно свободными, относились к истории свободно и поэтически. Романтики в истории искали не быль, а мечту, не то, что было, а желаемое, они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими общественными и эстетическими идеалами. Все это обусловило следующие черты романтизма: романтический культ поэта и поэзии, признание исключительной роли поэзии и поэтического начала в жизни, утверждение высокого, исключительного, жизненного призвания поэта. С точки зрения романтиков, поэт сродни жрецу и

пророку, он философ и провидец. Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего

ценилась свободная поэтическая индивидуальность.

Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского); или же романтики бросали вызов современному обществу, бунтовали против него, утверждая одновременно высокие права человеческой личности на свободу и активное, героическое начало в человеке (романтизм поэтов-декабристов). Русский романтизм – это вполне самобытное явление. На развитие русского романтизма оказало огромное влияние национальное самосознание. Однако романтизм в России развивался не обособленно, он находился в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его. Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского, следовательно, не мог не принять некоторых его родовых свойств и примет. В процессе становления русского романтического сознания и русского романтического искусства участвовал и общий опыт романтизма европейского. Но вместе с тем для появления романтизма в России, помимо общих причин, были и причины свои собственные, внутренние, обусловившие индивидуальные формы русского романтизма, его особенности. Аполлон Григорьев писал: «Романтизм, и притом наш, русский… романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целой эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение… Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных…» Русский романтизм был связан с западными литературами и западной жизнью, но не определялся ими вполне и всецело, у него были и свои особенные истоки. Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтической настроенности и романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

литературный кружок

_____________________

(наименование предмета, курса)

201 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Практика организации занятий литературного кружка в школе не только помогает глубже усвоить школьную программу, но и расширяет круг чтения детей, так как рассматриваются произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми. Предлагаются задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 5-7 классов, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности - трансформация процесса развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его литературных способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

Развивать познавательные потребности школьников;

Активизировать творческие способности;

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

Формировать и развивать у детей важные теоретические знания;

Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения литературоведческого образования детей среднего школьного возраста.

Возраст детей : 11-14 лет.

Сроки реализации : программа рассчитана на 3 года.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Внесены изменения: посещение выставки иллюстраций по литературным произведениям - 1ч; посещение спектакля по литературному произведению - 2ч., просмотр художественного фильма - 1 ч.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Творческий и познавательный аспекты деятельности — обязательные компоненты любого вида деятельности. Совокупным предметом творческой и познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Программа поможет обучающимся глубже освоить школьную программу, расширит их круг чтения, учит внимательно слушать друг друга, позволяет установить взаимопонимание между детьми. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению литературы. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о литературе.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип развития мыслеобразования, при котором вся система представлений о литературе опирается на образы, возникающие при чтении литературных произведений;

Принцип развития партнерских взаимодействий обучающихся с педагогом и между собой;

Принцип развития соактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности учащихся, направленной на словесное творчество.

Курс выстроен ступенчато. Каждый год учащиеся узнают новое, опираясь на уже имеющиеся знания. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Предполагаемая программа литературного кружка включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

Тренинг литературных способностей;

Самостоятельное чтение литературных произведений, их анализ исследовательская практика;

Мониторинг литературно - исследовательской деятельности.

Тренинг литературных способностей .

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками литературного анализа, а именно:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных сообщений;

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная деятельность учащихся

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческого проекта. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка постепенно возрастает.

Мониторинг литературной деятельности

Эта часть программы так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач литературного обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия - 40 минут.

Формы и режим работы :

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская

деятельность;

Выразительное чтение;

Творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Мини-концерты;

Словесное рисование;

Выпуск школьной «Литературной газеты» (или альманаха)

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится

на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное,

практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы, выставки, конференции.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемыми результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются следующие: у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Положительное отношение к литературной деятельности;

Широкая мотивационная основа литературной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости литературной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности литературной деятельности;

Морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих

умений:

Оценивать поступки героев литературных произведений.

Различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества.

Создавать собственные тексты.

Приводить примеры из литературных произведений.

Анализировать литературные тексты.

Создавать индивидуальные, групповые и коллективные проекты по литературным произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности

Фольклор.

Божества славянского язычества. Славянская мифология. Теория мифа.

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Эвристическая беседа.

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

Словотворчество. Наставительность. Небылицы. Перевёртыши.

Словотворчество. Ритмичность небылиц.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

Сказочная интонация.

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

Норвежский цикл сказок про лиса Миккеля и медведя Бамсе. Сопоставление с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Герои сказки.

Особенности волшебной сказки.

Символика волшебной сказки. Что такое символ. Символика русских народных сказок.

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к волшебной сказке

«Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

А.С. Пушкин . «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет

и герои «Руслана и Людмилы». Особенности сюжета поэмы «Руслан и

Людмила». Герои поэмы: Руслан, Людмила, Фарлаф, Ратмир, Черномор,

Наина, голова.

Практическая работа : викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

Практическая работа : выразительное чтение. Выпуск школьной

«Литературной газеты».

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. «Томас -

рифмач». Шотландская легенда.

Практическая работа : читательская конференция. Посещение выставки

иллюстраций литературных произведений

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа : чтение повести- сказки

П.П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ

«Танюшка-мастерица». Тайны «Малахитовой шкатулки».

Практическая работа: Чтение сказа. Викторина.

Б.В. Шергин . Поморское детство в рассказе «мурманские зуйки Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

Практическая работа: выразительное чтение рассказа

Сат-Ок. Судьба писателя. «Таинственные следы». «Таинственные

следы». Книги про индейцев

Практическая работа: выразительное чтение, отзыв о книге

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата».

Команда и «Каравелла». «Строим наш мир».

Практическая работа: иллюстрация к повести, сочинение собственной

повести. Посещение спектакля по литературному произведению.

Теория стиха. Поэзия: рифма, виды рифмовки. Поэзия: размеры стиха.

«Гусиное перо».

Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

Выпуск школьной «Литературной газеты» . Что читать летом? Занятие-

конкурс.

6 класс

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о

Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин . Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт дорога?». Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса,

увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи . А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей . А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения,

посвященные русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

« Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская.

Ю. В. Друнина «Зинка».

Дети и война . Презентация проектов.

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

7 класс

А.А.Бестужев «Вечер на бивуаке»

О.М.Сомов «Русалка»

А.С.Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

Н.В.Гоголь «Портрет»

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

А.Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

М.А.Булгаков «Красная корона»

Д.Б.Кедрин «Пирамида»

А.П.Платонов «Иван Великий»

Ф.А.Абрамов «Золотые руки»

А.И.Куприн «Палач»

М.А.Шолохов «Жеребенок»

Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В.А.Солоухин «Волшебная палочка»

В.П.Астафьев «Кузяка»

Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности

5 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

пятница

Дата по факту

Фольклор

Чтение прибауток,

считалок, потешек.

Словесное рисование,

заучивание,

сочинение,

создание иллюстраций

Творческий пересказ

Конкурс чтецов

2.09

2.09

Словесное рисование,

заучивание прибаутки,

считалки или потешки,

9.09

9.09

Сочинение собственной

небылицы-

перевёртыша

16.09

16.09

Знакомство с произведением «Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола»

23.09

30.09

23.09

30.09

Чтение

сказки вслух со

сказочной интонацией.

7.10

7.10

Создание иллюстраций

к волшебной

сказке

«Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола».

Выставка рисунков

Словесное рисование

14.10

14.10

Просмотр мультфильма

«Колыбельные мира».

21.10

21.10

А.С. Пушкин

Викторина по поэме

«Руслан и Людмила»

Викторина

Просмотр фильма

28.10

28.10

10.

Просмотр

художественного

фильма «Руслан и

Людмила».

11.11

11.11

11.

12.

М.Ю Лермонтов

Сказка «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение,

выпуск школьной

«Литературной

газеты».

18.11

25.11

18.11

25.11

13.

14.

Гномы и эльфы в

сказках и легендах

Западной Европы

Читательская

конференция

2.12

9.12

15.

16.

Дж. Толкиен

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Чтение повести- сказки,

словесное рисование

16.12

23.12

17.

18.

19.

П.П. Бажов

«Малахитовая шкатулка»

Чтение сказа.

Викторина.

13.01

20.01

27.01

20.

21.

Б.В. Шергин

Рассказы

Выразительное чтение

рассказа

3.02

10.02

22.

23.

Сат-Ок

Повесть «Таинственные следы»

Выразительное чтение,

отзыв о книге

17.02

24.02

24.

25.

26.

В.П. Крапивин

Иллюстрация к

повести, сочинение

собственной повести

3.03

10.03

17.03

27.

28.

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

24.03

7.04

29.

30.

31.

32.

Теория стиха

Сочинение

собственного

двустишия,

четверостишия

Занятие-конкурс.

14.04

21.04

28.04

5.05

33.

34.

Школьная

«Литературная

газета»

Выпуск школьной

«Литературной

газеты» .

12.05

19.05

Всего час.

6 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

Дата

по факту

Ф.Г. Лорка

«Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

Игра «Ассоциация»,

чтение и обсуждение баллады

8.09

8.09

А. С. Грин

«Алые паруса»

Игра «В гостях у

мнемозины», просмотр

фильма «Алые паруса»

15.09

22.09

15.09

22.09

Л. В. Соловьёв

«Зверь, именуемый кот» (отрывок из

Игра «В гостях у

мнемозины»,чтение,

пересказ

29.09

6.10

29.09

6.10

8. 9.

В.П. Крапивин

Повесть « Я иду встречать брата»

Чтение и пересказ

отдельных глав

13.10

20.10

27.10

10.11

13.10

20.10

27.09

10.11

10.

11.

Древнерусская литература «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Эвристическая беседа,

чтение древнерусского

текста,

устный рассказ

17.11

24.11

17.11

24.11

12.

13.

14.

15.

Творческая

мастерская

Выпуск школьной

литературной газеты

1.12

8.12

15.12

22.12

16.

17.

18.

Конкурс чтецов

Экспресс-концерт

12.01

19.01

26.01

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Жизнь детей в

разные эпохи: К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

Герой - подросток в произведении Т. Уайта «Свеча на ветру»

С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Герои рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Читательская

конференция

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

28.

29.

Дети и война

Презентация проектов

20.04

27.04

30.

31.

32.

33.

34.

Приключения и

Фантастика

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Чтение, пересказ

4.05

11.05

18.05

25.05

25.05

Всего час

7 класс

п/п

раздел программы

кол-во часов

виды внеурочной деятельности учащихся

дата план

дата факт

А.А.Бестужев «Вечер на бивуаке»

составление тезисного плана

выразительное чтение

О.М.Сомов «Русалка»

выражение впечатления о прочитанном

А.С.Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

характеристика особенностей конфликта

Н.В.Гоголь «Портрет»

2

характеристика особенностей построения произведения

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»

анализ изобразительно-выразительных средств

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

определение художественной роли интерьера в новелле

А.Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

характеристика персонажей

М.А.Булгаков «Красная корона»

характеристика сущности трагизма в новелле

Д.Б.Кедрин «Пирамида»

характеристика героического и гуманистического в характерах героев

А.П.Платонов «Иван Великий»

оценка характеров героев

Ф.А.Абрамов «Золотые руки»

А.И.Куприн «Палач»

М.А.Шолохов «Жеребенок»

определение вида условностей

Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В.А.Солоухин «Волшебная палочка»

определение смысла названия произведения

В.П.Астафьев «Кузяка»

Литературная газета

всего часов

Описание материально-технического оснащения внеурочной деятельности

Специальное сопровождение (оборудование):

Произведения художественной литературы;

Литературные энциклопедии, справочники, словари;

Иллюстрации к произведениям;

Электронная библиотека

Техническое оснащение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Наименование учебного оборудования

1 Книгопечатная продукция

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Детский фольклор

Мифологический словарь

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Легенды Западной Европы

Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

Б.В. Шергин. Рассказы

Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы»

В.П. Крапивин. Повесть « Я иду встречать брата»

Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

А.С. Грин «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из

«Повести о Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с

монитора»

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».

- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Толстой «Петр Первый» (отрывки).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) .

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

А. А. Бестужев «Вечер на бивуаке»

О. М Сомов «Русалка»

А. С. Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

Н. В. Гоголь «Портрет»

С. Т. Аксаков «Очерк зимнего дня»

Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

А. Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

М. А. Булгаков «Красная корона»

Д. Б. Кедрин «Пирамида»

А.П. Платонов «Иван Великий»

Ф. А. Абрамов «Золотые руки»

А. И. Куприн «Палач»

М. А. Шолохов «Жеребенок»

Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В. А. Солоухин «Волшебная палочка»

В. П. Астафьев «Кузяка»

Наглядные пособия

1. Репродукции к русским народным сказкам, сказкам народов мира, к художественным произведениям А.С. Пушкина, М.Ю., Лермонтова, П. Бажова.

2. Фильмы и мультфильмы

Мультфильм «Колыбельные мира»

Фильм «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Алые

паруса», «Белый Бим Черное ухо»

Мультфильм «Хозяйка Медной горы»

Список литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского - М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.

Вообще же аристократы не совсем дружелюбно смотрели на сближение с писателем – разночинцем. В конце 40-х годов в московском салоне Оболенских, принимавших писателей, приходилось отражать нападки за прием разночинцев. Д.Д.Оболенский вспоминал: « Выезжая в свет, матушка выдерживала иногда и нападки за прием у себя литераторов. Как теперь помню, один великосветский господин, встретив выходившего В. П. Боткина, спросил у матушки: « что, вы у него чай покупаете?» (Боткин торговал чаем), на что матушка отвечала: « Нет, подаю ему чай».
Группа торгового направления имела ряд собственных объединений – не салоны, а вечера. Их характерной чертой является производственный характер: они группируются вокруг редакторов отдельных литературных журналов и вместе с ними образуют союзы, участвуя в журнальной борьбе. Таковы, например, пятницы Воейкова, настроенные крайне враждебно к четвергам Греча, объединявшим редакционных сотрудников булгаринских и гречевых изданий. С конца 20-х по конец 40-х годов характер редакционных собраний меняется. Если к концу 20-х годов писатели – профессионалы, как Воейков, пользовались своими вечерами для литературной эксплуатации своих гостей, то в 30-х годах встречаются зачатки идеологических редакционных объединений («Московский наблюдатель», своего рода кооперативное издание), пышным цветком расцветших в либеральном « современнике». Намечается распад кружков и салонов как крупного литературного фактора. Появляется понятие « литературного чтения», сначала домашнего (оно восходит к чтениям Кукольника в 30-х годах), потом (1859–1862) и публичного.

Основной интерес для публики сосредоточивается не на самом произведении, а на авторе и авторском чтении. Публике любопытно посмотреть и послушать писателя. Кружки, салоны и вечера, в которых помимо мнений происходит еще коллективное обсуждение, а иногда и изменение литературных произведений, в которых беседа затрагивает основные литературные принципы и устанавливает новые литературные ценности, - эти кружки можно назвать кружками диалогического типа. Таковы «Дружеское Литературное общество», Арзамас, кружок любомудров. В 30-х годах появляется новый тип литературных объединений – монологический. Тут господствует единая писательская личность, объединяющая вокруг собственных интересов своих литературных адептов. Новую волну литературно значимых кружков находим лишь к концу ХIХ века и в начале ХХ века, в эпоху символистов и акмеистов, на средах Вяч.Иванова, в цехе поэтов Гумилева, в бурных выступлениях футуристов и их теоретика «Опояза».

Согласовано. Утверждаю.

зам. директора по ВР директор школы

Ившина Е.В. ____________ Шубина В.Н.

Программа

«Золотое перо»

Составитель: Лекомцева В.С.,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Увлечение литературой способствует расширению кругозора у школьников, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление; формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Основная цель – вовлечение школьников в атмосферу литературного творчества.

Задачи:

Развитие познавательного интереса студентов к изучению литературы;

Повышение интеллектуального уровня студентов;

Стимулирование интереса к духовному богатству России, Воронежского края;

развитие эмоциональной сферы студентов как основы формирования «культуры чувств»;

Развитие творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование исследовательских умений, навыков;

Формирование навыков общения в разных ситуациях.

Определены три направления работы кружка :

-исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку школьников.

Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов- 36

Актуальность кружка «Золотое перо»: овладение комплексом теоретико–литературных понятий для выработки умения анализировать текст в разных аспектах, понимать его структуру, принципы построения; видеть взаимосвязь литературы и культуры в целом; развитие речевой культуры, самостоятельности мышления; осознанное владение приемами интеллектуальной деятельности.

Планируемый результат обучения :

    сформированность речевой культуры путем развития филологических компетенций:

Аналитических – анализ текста

Рефлексивных – решение конкретных литературоведческих задач, самостоятельный контроль, оценка своих знаний и умений

    реализация творческого потенциала

Тематическое планирование.

Дата

Темы занятий

Примечания

Задачи литературоведения. Роды литературы

Жанры литературы

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по литературе

Подготовка к сочинению на тему «Дружба и вражда»

Анализ сочинений

Рифмы. Звукопись. Строфа.

Подготовка к сочинению на тему «Опыт и ошибки»

Анализ сочинений

Лирический герой произведений

Литературная игра «Что? Где? Когда?» (посвященная Н.В.Гоголю)

Анализ поэтического произведения

Тема, идея произведения

Проблематика произведения

Фабула произведения

Элементы сюжета

Композиция произведения

Лирическая проза

Занятия из цикла «Поэтическое мастерство». Работа над выразительностью речи.

Выразительные средства речи

Анализ произведения

Литературный салон «Душа хотела быть звездой…» (посвященный Ф.И. Тютчеву)

Ученые – литературоведы

Разработка презентаций «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»

Конкурс творческих работ (стихов, докладов, рефератов, презентаций) о писателях.

Итоговое занятие. Подведение итогов

Ожидаемые результаты

За время посещения кружка, воспитанники должны уметь:

Анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

Выражать собственные мысли;

Индивидуально и коллективно работать;

Творчески подходить к занятию;

Практически показать и исполнить освоенный материал.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь.

2. Интернет ресурсы.

3. Собрание сочинений Н.В. Гоголя

5.Сушилин И.П. Русская литература 19-20 веков: конспектное изложение программных тем.

4. большая школьная энциклопедия

Литературные общества и кружки, возникшие в начале XIX в., позволяют увидеть глубинные, внутренние процессы, зачастую не выходящие на поверхность литературной жизни, но тем не менее весьма существенные в общем поступательном развитии русской литературно-общественной мысли.

Самое раннее из таких объединений — «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 г., незадолго до известных событий 11 марта (убийства Павла I группой заговорщиков из числа его ближайшего окружения).

В условиях деспотического режима организация подобного кружка выявила тягу молодого поколения к общественно полезной деятельности. Участник «Дружеского литературного общества» А. Ф. Мерзляков писал: «Сей дух, быстрый и благотворительный, произвел весьма многие частные ученые собрания литературные, в которых молодые люди, знакомством или дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса».

5 Собрания эти базировались на тесном дружеском единении и общности литературных влечений. Камерное по форме общество, однако, не ограничивало свою деятельность решением узко понимаемых эстетических задач.

«Дружеское литературное общество» далеко не случайно возникает в Москве, которая в начале XIX в. являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи. Здесь жил Карамзин, а сами участники общества принадлежали к тем литературным кругам, которые концентрировались вокруг маститого писателя.

Тяготение к карамзинизму становится исходной позицией для большинства его членов. Вырастая из студенческого кружка, состоявшего из воспитанников Московского университета и Университетского Благородного пансиона (Андрей и Александр Тургеневы, А. Воейков, А. Кайсаров, С. Родзянка, В. А. Жуковский), оно включало в свои ряды преподавателя университета А. Ф. Мерзлякова.

Остальные только начинали свою литературную деятельность. Однако в их лице заявило о себе новое поколение писателей, не удовлетворенных общим направлением современного им литературного развития и искавших новые формы приобщения писательского труда к насущным нуждам российской действительности начала XIX в.

Общественная ситуация, сложившаяся в эти годы, требовала более решительного вторжения литературы в разные сферы русской жизни. Наиболее радикальные члены общества (Андрей Тургенев, А. Кайсаров) проходят стремительную эволюцию, пересматривая свое отношение к карамзинизму, что дало серьезные основания современному исследователю расценить их позицию как один из ранних путей формирования декабристской идеологии в России.

Другие сохраняют верность принципам карамзинизма (такова позиция Жуковского и Александра Тургенева). Однако участников общества характеризовали прежде всего не различия, а общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России и ее культуры, вражда к косности и общественному застою, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения родине.

Так раскрывается и конкретизируется понятие «дружеской общности», легшей в основу этого объединения, состоявшего из молодых энтузиастов, горячих поборников справедливости, ненавистников тирании и крепостного права, исполненных сочувствия к беднякам.

Собраниям общества присущи неофициальный, непринужденный тон и атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества».

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», возникшее в Петербурге 15 июля 1801 г. и просуществовавшее значительно дольше «Дружеского общества».

Оно было вызвано к жизни той же общественной атмосферой, питалось тем же энтузиазмом и преследовалоблизкие, хотя и не тождественные цели. Названное сначала «Дружеским обществом любителей изящного» и вскоре переименованное, оно объединяло лиц разночинного происхождения, интересовавшихся не только литературой, но и другими видами искусства: живописью, скульптурой.

В составе общества со временем оказались скульпторы (И. И. Теребенев и И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов и др.), а также представители разных отраслей научного знания: археологии, истории и даже медицины (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.).

«Вольное общество» характеризуется пестротой своего социального состава: оно включает в свои ряды выходцев из среды мелкого чиновничества, духовенства и даже из купечества. Казанским купцом был, например, поэт Г. П. Каменев, автор «Громвала» (1804). Людьми безвестного происхождения являлись поэты и публицисты И. М. Борн и В. В. Попугаев, представители наиболее радикальной части «Вольного общества».

Из незаконнорожденных дворянских детей происходили И. П. Пнин и А. Х. Востоков, испытавшие с детских лет тяготы положения этой не столь уж малочисленной социальной прослойки, лишенной наследственных прав и вынужденной пробиваться в жизни собственными силами.

Недаром перу Пнина, «незаконного» сына, не признанного отцом, фельдмаршалом Н. В. Репниным, принадлежит такой волнующий документ, как трактат «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802), представляющий собою «замечательную по силе гражданского чувства критику семьи и брака в современном ему дворянском обществе».

Политический радикализм, повышенная общественная активность, демократизм социальных симпатий определяют «особое лицо» «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в 1800-е гг. В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании, добиваются официального признания и знаков внимания со стороны властей.

Так, оба известные трактата И. Пнина («Вопль невинности» и «Опыт о просвещении относительно к России») были представлены Александру I и заслужили «высочайшее одобрение». Автор, разумеется, добивался не наград, а практических, реальных результатов, надеясь с помощью властей осуществить широкую программу развития просвещения и общественных реформ в России.

Стремясь содействовать выполнению этой задачи, «Вольное общество» получает в 1803 г. официальное утверждение, а вместе с тем и право устраивать открытые заседания и выпускать свои труды. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802—1803), начали было выпускать журнал под названием «Периодическое издание „Вольного общества любителей словесности, наук и художеств“» (вышел в 1804 г., правда, лишь единственный егономер), активно сотрудничали в других повременных изданиях начала XIX в.

Интенсивная деятельность общества притягивала к себе прогрессивные силы художественного и литературного мира Петербурга и Москвы. В 1804—1805 гг. его членами стали К. Н. Батюшков, А. Ф. Мерзляков, С. С. Бобров, Н. И. Гнедич и др.

Наибольшее историко-литературное значение имел первый период деятельности общества (1801—1807), далеко не случайно совпавший с эпохой либеральных веяний. В конце 1800-х гг. оно переживает кризис, вызванный смертью (1809) одного из активнейших членов общества — И. П. Пнина (вносившего в его работу дух широкой общественной инициативы), а также напряженной внутренней борьбой, которая закончилась победой правого, «благонамеренного» крыла общества (Д. И. Языков, А. Е. Измайлов и др.).

Некоторое оживление в его деятельность вносит приход новых членов-карамзинистов (Д. Н. Блудова, В. Л. Пушкина и в особенности Д. В. Дашкова, ставшего в 1811 г. президентом общества). Они стремились придать обществу боевой, наступательный характер, обратить его против своих литературных противников — «славенофилов»-шишковистов.

Эти усилия наталкивались на упорное сопротивление консервативно настроенных членов Общества, приверженцев «высокого слога» русского классицизма.

«Усиленное и оживленное новыми членами общество положило издавать с 1812 года ежемесячный литературный журнал, — свидетельствует Н. Греч. — После жарких и упорных прений решили назвать его „Санктпетербургским вестником“.

Сначала дело шло довольно хорошо!.. Но уж с третьей книжки начались разногласия и раздоры. „Вестник“ был направлен прямо против славянофилов: это не нравилось некоторым членам, связанным почему-либо с партией Шишкова. Других давило превосходство ума и дарований одного из членов.

Сделали так, что он должен был выйти из общества». Речь идет о Дашкове, выступившем на одном из заседаний с язвительной «похвальной речью» графу Хвостову, столь же бездарному, сколь и плодовитому поэту-шишковисту. С уходом Дашкова «Вольное общество» постепенно угасает, а в 1812 г. и вовсе прекращает свою деятельность, с тем чтобы возобновить ее лишь с 1816 г. в значительно обновленном составе и во главе с новым президентом — А. Е. Измайловым.

В этот последний период вокруг общества (прозванного в среде литераторов Измайловским, по имени его президента, или Михайловским — по месту его заседаний) группируются мелкие литераторы, сотрудничающие в издаваемом им журнале «Благонамеренный». По замечанию В. Н. Орлова, в эти годы оно не оказывает сколько-нибудь существенного воздействияна литературное движение и остается «на периферии „большой“ литературной жизни».

Вступление в общество поэтов лицейского круга делает его выразителем новых тенденций литературного процесса, характерных уже для поэзии 1820-х гг. Существенными представляются уточнения, которые даются в связи с последним этапом работы этого общества в книге В. Г. Базанова «Ученая республика».

Исследователь справедливо отмечает, что в Михайловское (Измайловское) общество во второй половине 1810-х гг. входили не только «третьестепенные писатели», но и будущие декабристы, искавшие форм и путей активного воздействия на современное им общественно-литературное движение.

Созданию первых объединений декабристов-литераторов предшествует период вхождения будущих членов тайных обществ в некоторые литературные общества 1810-х гг.

«Декабристы учитывают прежние традиции и стремятся подчинить своему влиянию ранее созданные литературные общества», — подчеркивает исследователь, напоминая, что членами Измайловского общества были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. Ф. Раевский (брат В. Ф. Раевского), О. М. Сомов и другие видные литераторы-декабристы.

Тайные политические организации («Союз Спасения», а затем и «Союз Благоденствия») сначала ориентируются на «Вольное общество словесности, наук и художеств», постепенно подчиняя своему влиянию и другие литературные объединения первой четверти XIX в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.