Ложь на орбите. Можно ли увидеть МКС с Земли невооруженным глазом

> 10 фактов, которые вы не знали об МКС

Самые интересные факты об МКС (Международной космической станции) с фото: жизнь космонавтов, можно увидеть МКС с Земли, члены экипажа, гравитация, батареи.

Международная космическая станция (МКС) – одно из величайших достижений всего человечества по уровню техники в истории. Во имя науки и образования объединились космические агентства США, Европы, России, Канады и Японии. Это символ технологического совершенства и свидетельствует о том, как много мы можем добиться, если сотрудничать. Ниже перечислено 10 фактов, которых вы, возможно, никогда не слышали о МКС.

1. МКС отметила свою 10-ю годовщину непрерывного человеческого функционирования 2 ноября 2010 года. Начиная с первой экспедиции (31 октября 2000 года) и стыковки (2 ноября) станцию посетило 196 человек из восьми стран.

2. МКС можно заметить с Земли без использования техники, и она является крупнейшим искусственным спутником, когда-либо вращающимся вокруг нашей планеты.

3. С первого модуля «Заря», отправленного в 1:40 утра по восточному времени 20 ноября 1998 года, МКС совершила 68519 облетов вокруг Земли. На счетчике ее одометра стоит отметка в 1.7 миллиардов миль (2.7 млрд. км).

4. По состоянию на 2 ноября к космодрому было совершено 103 запуска: 67 российских аппаратов, 34 шаттла, одно европейское и одно японское судно. Было сделано 150 выходов в космос для сборки станции и поддержания ее работы, что заняло более 944 часов.

5. МКС управляется экипажем из 6 астронавтов и космонавтов. При этом, программа станции обеспечивает непрерывное присутствие человека в космосе с момента запуска первой экспедиции 31 октября 2000 года, а это примерно 10 лет и 105 дней. Таким образом, программа сохранила текущий рекорд, побив предыдущую отметку в 3664 дня, установленную на борту Мир.

6. МКС служит исследовательской лабораторией, оснащенной условиями микрогравитации, в которой экипаж проводит опыты в области биологии, медицины, физики, химии и физиологии, а также астрономические и метеорологические наблюдения.

7. Станция оснащена огромными солнечными батареями, размер которых охватывает территорию футбольного поля США, включая конечные зоны, и весит 827794 фунта (275481 кг). В комплексе есть пригодная для жилья комната (как дом с пятью спальнями), оснащенная двумя ванными и гимнастическим залом.

8. 3 млн. строк кода программного обеспечения на Земле поддерживают 1.8 млн. строк программного кода полета.

9. 55-футовая роботизированная рука способна поднимать 220000 футов веса. Для сравнения, столько весит орбитальный шаттл.

10. Мощность в 75-90 киловатт для МКС обеспечивают акры солнечных батарей.

Одним из величайших достояний человечества является международная космическая станция, или МКС. Для ее создания и работы на орбите объединилось несколько государств: Россия, некоторые страны Европы, Канада, Япония и США. Этот аппарат свидетельствует о том, что можно добиться многого, если постоянно сотрудничать странам. Об этой станции знают все люди планеты и многие задаются вопросами о том, на какой высоте летает МКС и по какой орбите. Сколько космонавтов там побывало? А правда ли, что туда пускают туристов? И это далеко не все, что интересно человечеству.

Строение станции

МКС состоит из четырнадцати модулей, в которых располагаются лаборатории, склады, комнаты отдыха, спальни, хозпомещения. На станции даже имеется спортзал с тренажерами. Весь этот комплекс работает на солнечных батареях. Они огромны, величиной со стадион.

Факты об МКС

За время своей работы станция вызывала немало восхищений. Этот аппарат является величайшим достижением человеческих умов. По своей конструкции, назначению и особенностям его можно назвать совершенством. Конечно, может быть, лет через 100 на Земле начнут строить космические корабли другого плана, но пока что, на сегодняшний день, этот аппарат - достояние человечества. Об этом свидетельствуют следующие факты об МКС:

  1. За время своего ее существования на МКС космонавтов побывало около двухсот. Также здесь были туристы, которые просто прилетели посмотреть на Вселенную с орбитальной высоты.
  2. Станцию видно с Земли невооруженным глазом. Эта конструкция является самой большой среди искусственных спутников, и ее легко можно увидеть с поверхности планеты без какого-то увеличивающего устройства. Есть карты, на которых можно посмотреть, в какое время и когда аппарат пролетает над городами. По ним легко отыскать сведения о своем населенном пункте: увидеть расписание полета над регионом.
  3. Для сборки станции и поддержания ее в рабочем состоянии космонавты вышли более 150 раз в открытый космос, проведя там около тысячи часов.
  4. Управляется аппарат шестью астронавтами. Система жизнеобеспечения обеспечивает непрерывное присутствие на станции людей с момента ее первого запуска.
  5. Международная космическая станция - это уникальное место, где проводятся самые разные лабораторные эксперименты. Ученые делают уникальные открытия в области медицины, биологии, химии и физики, физиологии и метеонаблюдений, а также в других областях науки.
  6. На аппарате используются гигантские солнечные батареи, размер которых достигает площади территории футбольного поля с его конечными зонами. Их вес - почти триста тысяч килограмм.
  7. Батареи способны полностью обеспечивать работу станции. За их работой тщательно следят.
  8. На станции есть мини-дом, оснащенный двумя ванными и спортзалом.
  9. За полетом следят с Земли. Для контроля разработаны программы, состоящие из миллионов строк кода.

Космонавты

С декабря 2017 года экипаж МКС состоит из следующих астрономов и космонавтов:

  • Антон Шкаплеров - командир МКС-55. Он дважды был на станции - в 2011-2012 и в 2014-2015 гг. За 2 полета он прожил на станции 364 дня.
  • Скит Тингл - бортинженер, астронавт НАСА. Этот космонавт не имеет опыта космических полетов.
  • Норишиге Канаи - бортинженер, астронавт Японии.
  • Александр Мисуркин. Первый его полет был совершен в 2013 году длительностью 166 суток.
  • Макр Ванде Хай не имеет опыта полетов.
  • Джозеф Акаба. Первый полет совершил в 2009 году в составе «Дискавери», а второй полет был осуществлен в 2012 году.

Земля из космоса

Из космоса на Землю открываются уникальные виды. Об этом свидетельствуют фотографии, видеосъемки астронавтов и космонавтов. Увидеть работу станции, космические пейзажи можно, если посмотреть онлайн-трансляции со станции МКС. Однако некоторые камеры бывают выключенными, что связано с техработами.

Текст

Артём Лучко

Когда разговоры заходят об МКС, мало кто задумывается, что она ближе, чем кажется. Благодаря её размерам и постоянной орбите большинство людей на нашей планете могут увидеть международную станцию невооружённым глазом. Вполне возможно, что вы уже видели её и раньше, но не знали об этом.

МКС пролетает мимо нас несколько раз в день, но видимой она становится при совпадении нескольких факторов. МКС освещается солнцем, а во время пролёта на определённом отрезке она отражает солнечный свет точно так же, как, например, Луна. Чтобы с Земли увидеть МКС, необходимо оказаться в правильном положении относительно Солнца и наблюдаемого объекта. Мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут вам отследить станцию на небе самостоятельно.

Spot The Station


Один из самых простых способов проследить за МКС - это подписаться на рассылку сайта NASA Spot The Station , созданного специально для энтузиастов вроде нас с вами. В разделе Sign Up for Alerts выберите страну, город и введите свой e-mail. Отметьте, какие пролёты вы будете отслеживать - утренние, вечерние или все. После подтверждения регистрации каждый раз за 12 часов перед предстоящим пролётом станции NASA будет оповещать вас по e-mail.

МКС всегда пролетает с запада на восток. Конечно, станция не такая зрелищная, как Звезда Смерти из Star Wars, - она, скорее, похожа на очень яркую и невероятно быстро движущуюся звезду. Белый объект по мере движения становится оранжевым, заходя в тень Земли, пока совсем не исчезает из поля зрения. Чтобы увидеть станцию, поставьте себе оповещение на телефон, выйдите в нужный момент на улицу и внимательно вглядитесь в небо над горизонтом на западе.


Международная космическая станция, первый модуль которой был запущен в 1998 году, в настоящий момент является самым большим сооружением в космосе. Вместе с фермами солнечных батарей МКС имеет длину 72 м, ширину 108 м и высоту 20 м, а по площади она сравнима с футбольным полем.

Такая громадина, являющаяся лабораторией, фабрикой, полигоном и домом для членов экипажа, движется по орбите Земли между 330 и 410 км со средней скоростью 27 724 км/ч и делает 15,7 оборота вокруг планеты в день. Отражая солнечный свет, станция весьма заметна даже с расстояния во многие сотни километров и порой, пересекая небосклон, она «вспыхивает» ярче любой звезды. Поэтому зачастую наблюдатели не раз принимали МКС за НЛО.

Онлайн-инструменты

В Сети есть множество ресурсов об МКС, а также твиттер-аккаунты, например, @twisst и @virtualastro , которые помогают определить время пролёта станции. Но наиболее удобный и популярный сайт, на котором можно найти информацию о точном времени, конкретном участке неба, яркости объекта, - это Heavens-above.com

На его главной странице можно увидеть схему с изображением Земли и пролетающей вокруг неё космической станции, которая в режиме реального времени отображает местоположение МКС.

В верхнем правом углу вы можете выбрать язык, а также координаты, откуда будете вести наблюдение. Для этого вам нужно кликнуть на ссылку Unspecified , вбить в строке поиска свой населённый пункт и подвинуть красный значок максимально близко к конкретному месту, где вы находитесь. После этого нажмите кнопку «Применить» и выберите в разделе «Спутники» МКС. Вы увидите таблицу с данными о пролётах станции в последующие 10 дней.

Вся информация в таблице может показаться сложнее, чем есть на самом деле. Первый пункт - это максимальная яркость станции в звёздных величинах. Следом указаны время, когда МКС появится в поле зрения (с точностью до секунды), её высота над горизонтом (в градусах) и азимут, где З означает запад, а ЮЗ - юго-запад и так далее. Далее идут три столбца с данными о моменте, когда станция выше всего поднимается над горизонтом (время, когда это произойдёт, высота и часть горизонта). В следующих трёх столбцах указаны аналогичные данные для конца видимости.

Кликнув на каждую из дат в таблице, вы сможете посмотреть траекторию полёта МКС на звёздном небе. Если вы хорошо ориентируетесь в звёздах, вы сможете точно настроить на этом участке неба фотоаппарат, чтобы запечатлеть пролёт.

В 2024 году заканчиваются международные договоры о создании и поддержании деятельности Международной космической станции. Что будет с орбитальной станцией и какие есть варианты, разбирался Михаил Котов.

Мы настолько привыкли, что где-то там, сверху, на высоте нескольких сотен километров над нами работают космонавты, что кажется, что так будет всегда. На орбите так и будут продолжаться эксперименты и научная деятельность нескольких мировых стран, собравшихся вместе и создавших это рукотворное чудо.

История вопроса

Начать стоит с того, что СССР вообще не особенно хотел участвовать в создании МКС. Логично, у нас был свой, отлично функционирующий "Мир", а впереди - огромные планы по запуску орбитальной станции следующего поколения "Мир-2". Второй "Мир" планировалось запускать и собирать уже в девяностых годах прошлого века, если бы по всем космическим планам не прошёлся паровым катком распад Советского Союза. Сейчас иногда слышны вновь крики о том, что Россия могла бы создать станцию "Мир-2", но это скорее фарс, чем реальная инициатива.

Поняв, что в одиночку шансы запустить новую космическую станцию стремительно уменьшаются, Россия присоединилась к международному проекту. Изначально проектирование было начато ещё при Рейгане в 1984 году (проект "Фридом"), а участвовать в нём должны были США, ЕКА (Европейское космическое агентство), Канада и Япония. Присоединению России обрадовались все. Дело в том, что опыта по созданию подобных структур у наших специалистов было больше, чем у кого бы то ни было.

В 1993 году было подписано соглашение о новом проекте "подлинно международной космической станции". С этого момента официальным названием станции стало "Международная космическая станция", хотя параллельно использовалось и неофициальное - космическая станция "Альфа". Работали тогда быстрее, а потому в 1995 году уже был готов и утверждён эскизный проект.

Через пять лет, в 1998 году, Россия вывела на орбиту первый сегмент будущей станции - блок "Заря". Сегмент строился с иностранным финансированием и под заказ американцев, а потому на зарубежных схемах его часто включают в нероссийский сегмент. Затем российский модуль "Звезда", научный американский "Дестини" - и пошло поехало. Как в сказке про теремок, каждая из участвующих стран вносила посильную долю в общее строительство.

Например, Канада представила шикарную разработку десятиметровой руки-манипулятора Canadarm, значение которой для Международной космической станции сложно недооценить. Именно с помощью этой руки можно быстро и безопасно переместить модуль с одного места на другое, не рискуя потерять его из-за ошибки в маневрировании.

На настоящее время в состав МКС входит 15 основных модулей: российские - "Заря", "Звезда", "Пирс", "Поиск", "Рассвет"; американские - "Юнити", "Дестини", "Квест", "Гармония", "Транквилити", "Купола", "Леонардо"; европейский "Коламбус"; японский "Кибо" (состящий из двух частей); а также экспериментальный модуль "BEAM" (да-да, тот самый надувной). Прямо сейчас на станции работают шестеро космонавтов, двадцать четыре часа в сутки продолжающие научные эксперименты и наблюдения.

Проблемы космических масштабов

Стоит понимать, что Международная космическая станция больше всего похожа на огромный деревенский дом, в котором нельзя без рабочих рук. Такое хозяйство требует постоянных профилактических и ремонтных работ. Если посмотреть список работ, производимых в открытом космосе, то можно увидеть, что всё большее время занимают технические работы по починке и замене определённых элементов станции. И с каждым годом требуемых для поддержания станции работ становится всё больше.

Последние годы работы станции "Мир" возникало очень много проблем, спровоцированных солидным возрастом станции. Приходилось уменьшать время на научную деятельность и бросать все силы на решение технических проблем.

https://static..jpg" alt="

МКС, июль 2000 года. Пристыкованные модули сверху вниз: " l="" href="https://www.flickr.com/photos/136807076@N07/24136823772/" target="_blank" peter="" pham="" data-layout="wide" data-extra-description="

МКС, июль 2000 года. Пристыкованные модули сверху вниз: ">

И вот тут есть несколько вариантов: разделение усилий, создание новой станции или смешанные варианты, включающие в себя бизнес-проекты разной степени сложности.

И каждый пошёл своею дорогой

Пожалуй, это самый сложный и малопрогнозируемый вариант. Если вдруг Россия и США окончательно рассорятся и в космической отрасли, закончив сотрудничество и объявив полный развод, то, как и при обычном разводе, главной проблемой станет раздел имущества. Почти все сегменты станции, кроме "Зари", и так понятно кому отойдут. Однако две половинки станции не смогут существовать без значительных изменений. Российской стороне потребуется большой научный модуль, научно-энергетический модуль и узловой (стыковочный модуль) "Причал".

Сейчас все три этих сегмента находятся в разной степени готовности. Времени осталось критически мало, однако российские специалисты уверены, что успеют вывести, опробовать и ввести в строй все три сегмента. Мы уже писали про проблемы модуля "Наука", однако о его готовности станет известно в июле 2018 года. Если его починят, то отставание не очень критическое.

Американцам придётся сложнее. Им тоже нужно ввести несколько технологических сегментов, так как в настоящее время станция поддерживается за счёт российских модулей. Впрочем, по их мнению, станция на околоземной орбите - прошлый век, теперь есть только одна цель - Deep Space Gateway (станция на окололунной орбите). Хотя Россия участвует и в этом проекте, а потому не проигрывает ничего.

Бизнес на орбите

"Летает, а денег не приносит, так не пойдёт!"

Именно так о Международной космической станции думают очень многие космические чиновники как по эту, так и по другую сторону океана. Вот время от времени и возникают всё новые проекты использования орбитальной станции для зарабатывания денег.

Самый простой и логичный - космический туризм. Запихиваем туристов в корабль побольше, ставим космонавта за ними приглядывать и везём на Международную космическую станцию. Там туристы летают в невесомости, тошнят иногда, делают селфи и пытаются тайком открутить себе что-нибудь на память. Затем спуск домой.

Вот пока только не совсем понятно, где же найти столько космических туристов для обеспечения постоянного потока желающих отдать несколько миллионов долларов. В теории такие люди есть, а вот захотят ли они лететь на практике, пока не ясно. То есть вариант есть, а реализация его под вопросом.

Другое предложила недавно S7, рассказав, что готова выкупить российскую часть МКС после окончания срока годности и создать там орбитальный космодром для ядерных буксиров будущего. Тут вообще глаза на лоб лезут - или у руководства S7 есть прямой доступ в будущее, или они не окончательно отдают себе отчёт в том, что такое поддержание МКС и откуда возьмутся клиенты для будущих полётов на ракетах с ядерными двигателями. Пока это не тянет на бизнес-план, только на научную фантастику.

Время есть?

А времени остаётся всё меньше. Очень хочется надеяться, что космические агентства разных стран смогут договориться между собой. И что политика не уничтожит один из самых больших и замечательных проектов, созданных человечеством.

Для этого надо, чтобы уже сейчас все страны высказали свои пожелания и приступили к разработке возможных вариантов трансформации станции. Ведь потерять МКС - это потерять опыт пилотируемой космонавтики, накопленный несколькими поколениями.

Если у кого-нибудь из россиян и возникает вопрос, сколько еще будет летать МКС, то как правило в связи с очередным «космическим» заявлением вице-премьера Дмитрия Рогозина. Напомню: в мае этого года он сказал, что Россия не станет продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года, поскольку планирует направить ресурсы на другие перспективные космические проекты.

Естественно возникает вопрос: а куда будут летать российские космонавты после 2020 года? Ведь пилотируемые полеты на орбиту - это основа основ российской космонавтики, без которых она в качественном измерении займет место где-то между Китаем и Индией. Ничего «пилотируемого» после 2020-го года в российских космических планах реально не просматривается, а значит, видимо, все вернется к орбитальным «подскокам» престарелых «Союзов» продолжительностью не более недели, как это было в 1960-е годы.

Что же касается перспективных космических проектов, то они пока сводятся к тому, чтобы облагодетельствовать за счет России все человечество, построив российскими силами две системы: защиты Земли от астероидов и очистки околоземного пространства от рукотворного мусора. Правда, есть еще какое-то невнятное бормотание насчет базы на Луне, но это уже после 2030-го года.

Отсюда напрашивается вывод, что в основе инициативы Рогозина лежало не столько желание двинуть вперед российскую космонавтику, сколько намерение дать «пощечину» Америке, которая и выдвинула идею продлить полет международного комплекса до 2024-го года, против чего Россия изначально не возражала.

Сделав это, Рогозин напомнил Соединенным Штатам, а заодно и всему миру, об «эксклюзивности» космических возможностей России. Не зря же он к слову упомянул в том же выступлении, что «российский сегмент может существовать самостоятельно от американского, американский сегмент самостоятельно от российского существовать не может».

И это не говоря уж о том, что без «Союзов» ни один человек пока до станции не доберется. Но вице-премьер благоразумно предпочел не касаться этого вопроса, ибо к 2020-му году у США практически со 100-процентной гарантией будут, как минимум три новых типа космического корабля, включая два «частных» (CST-100 фирмы Boeing, «Дракон» фирмы Space X) и один «государственный» («Орион», разрабатываемый фирмой Lockheed Martin совместно с европейским концерном Airbus).

Немного истории

Изначально МКС была рассчитана на 15-летний срок службы, то есть на столько же, сколько пролетал «Мир». Свое пятнадцатилетие международный комплекс отметил в ноябре 2013 года, ибо его первый элемент был выведен на орбиту в ноябре 1998-го.

Однако, в 2010 году НАСА, по согласованию с другим партнерами по станции, приняло решение продлить полет МКС до 2020 года. А в январе 2014-го президент США Барак Обама поддержал идею использовать станцию по орбите до 2024 года. Впрочем, были у НАСА намерения продолжать эксплуатировать МКС и до 2028-го года.

А в каком положении НАСА?

Не стоит представлять ситуацию таким образом, будто у Соединенных Штатов в начале следующего десятилетия появятся межпланетные пилотируемые комплексы, к которым и полетят астронавты на новых кораблях НАСА. Работа над такими комплексами ведется, но реально вряд ли они отправятся в дальний космос (за пределы лунной орбиты) раньше 2025 года.

Собственно, поэтому США и рассматривали вариант использования МКС до 2024-го года. Станция - великолепный тренажер для гигантского сектора космической индустрии (включая подготовку людей к полетам), который обеспечивает пилотируемую космическую деятельность. Без этого «тренажера» данный сектор довольно быстро утратит свою форму.

Впрочем, в отличие от России, у США будет инновационное занятие во внеземном пространстве в промежуток времени между окончанием работы МКС и началом полетов межпланетных комплексов. Нужно будет доводить до ума в ходе летной эксплуатации уже упомянутые три новых типа космического корабля. Лучше это было бы сделать при полетах на станцию, но и режим свободных полетов также подходит для испытаний.

Деньги счет любят

Эта известная мудрость применима и к НАСА. В конце прошлой недели «Управление генерального инспектора» (контролирующий орган агентства) опубликовало доклад под названием «Продление эксплуатации Международной космической станции до 2024 года». Как оказалось, данное продление отнюдь не дешевая штука.

С начала работ по станции в 1994 году и до конца 2013-го года НАСА потратило около 75 млрд долларов на разработку, строительство и эксплуатацию МКС (для дотошных: 43,7 млрд было потрачено непосредственно на комплекс, а 30,7 миллиарда - а 37 полетов шаттлов к станции). Это не считая тех 11,2 млрд долларов, которые ушли с 1984 по 1993 годы на проектирование станции «Фридом» - предтечи МКС.

В настоящее время агентство ежегодно расходует 3 миллиарда долларов на МКС, но к 2020-му году эта цифра вырастет до четырех миллиардов. Ничего не поделаешь: с одной стороны, инфляция, а с другой - чем старше будет становиться станция, тем больше придется тратить средств на ее содержание.

Ожидается, что в 2014-2019 годы НАСА выделит на МКС еще 20,6 млрд долларов.
Кроме того, введение в строй новых кораблей, построенных на коммерческой основе компаниями «Боинг» и SpaceX, отнюдь не поможет агентству доставлять астронавтов на МКС дешевле, чем оно делает сейчас, используя «Союзы». Напомню, что в настоящее НАСА платит 70,3 миллиона долларов за место в российском корабле.

Более того, агентству придется платить больше за полеты CST-100 и «Дракона», что также вполне объяснимо - и тот и другой заметно крупнее, дороже и технологически совершеннее «Союза», и может вывести на орбиту до семи человек. Но тут есть один важный момент. НАСА будет тратить бюджетные деньги на поддержку своей, а не «чужой» космической отрасли. На своих, как известно, деньги тратить легче.

И, наконец, что касается финансовой стороны полета станции после 2020-го года, то в докладе подчеркнуто: «Решение одного или более партнеров выйти из [программы МКС] увеличит стоимость эксплуатации комплекса, как для НАСА, так и для остальных партнеров». Так что решение России покинуть данную программу после 2020 года не увеличивает желание США, Европы, Японии и Канады остаться в ней.

По мнению авторов доклада, «нет никаких существенных препятствий, которые помешали бы продолжить эксплуатацию МКС до 2024 года». Но ключевое слово здесь «существенных». Имеются несущественные препятствия и при том весьма заметные.

Первое, это продолжающееся снижение эффективности солнечных батарей из-за их непрерывного повреждения микрометеоритами и космическим мусором, что приводит к уменьшению электропитания станции.

Второе препятствие состоит в непредвиденном отказе ключевых элементов систем и оборудования, требующем либо незапланированных выходов в открытый космос, либо доставки запчастей с Земли. Таких отказов с января 2004-го года по апрель 2014-го «Управление генерального инспектора» насчитало 12.

Здесь и выход из строя бортового компьютера, и повреждение солнечных батарей, сбои в работе системы охлаждения, снизившие ее эффективность на 50%, а также течь аммиака, гидроксида калия и незначительная утечка воздуха из комплекса (чуть больше двух килограммов в сутки). Включены в список проблем также были неполадки в скафандре для работы в открытом космосе и едва не случившееся в июне 2011 года столкновение МКС с космическим мусором.

И, наконец, третье препятствие - ограниченные возможности НАСА после списания шаттлов по доставке крупногабаритных элементов станции, таких, как например солнечные батареи или радиаторы, на орбиту.

Опять Россия

НАСА продолжает возлагать большие надежды на российского партнера по части решения проблемы энергопитания станции. Дело в том, что Россия планирует пристыковать к станции два научно-энергетических модуля (НЭМ), мощностью по 18 квт каждый, что обеспечит минимальную 30-киловаттную потребность МКС в электричестве.

Правда, надежды эти в свете заявления Рогозина представляются несколько наивными. Дело в том, что запуск НЭМов планируется на 2018-2019 годы. Зачем России тратить деньги на постройку и запуск модулей к международному комплексу, если она планирует закончить работу на нем через год-два после их пристыковки?

В качестве альтернативы НАСА предлагает просто более точно ориентировать солнечные батареи по Солнцу, чтобы обеспечить их максимальное освещение.

МКС - это хорошо, но не совсем то, что хотелось

Оглядываясь назад, НАСА понимает, что надежды, связанные с МКС, не вполне оправдались: станция оказалась дороже, ее строительство потребовало больше времени, а сама она оказалась не такой уж универсальной и «наукопроизводительной», как ожидалось. Агентство планировало завершить ее сооружение к 2002 году, уложившись при этом в 17,4 млрд долларов. В действительности сборка МКС была закончена лишь в 2011-м за, как уже упоминалось, 75 миллиардов.

Первоначально считалось, что МКС будет не просто исследовательской лабораторией, но также орбитальным «заводом» и «стартовой площадкой» для других исследовательских миссий. Не вышло, отчасти из-за того, что комплекс не дотянул до задуманных размеров. Вместо 150-ти метров он «дорос» только до 109-ти, что привело к сокращению его возможностей на 27,6%.

Экипаж тоже сократился: вместо восьми станция может принять только семь человек на постоянной основе. Не удивляйтесь тому, что на станции постоянно находятся только 6 космонавтов/астронавтов. Это число лимитировано суммарным количеством мест в двух спасательных «шлюпках» - «Союзах», пристыкованных к МКС. Если CST-100, или «Дракон» успеют войти в эксплуатацию до 2020-го года, то возможно на комплексе еще и поработает основной экипаж из семи человек.

Да и рискованное это дело - полеты по орбите

Несмотря на то, что МКС пролетала на орбите более 15-ти лет без каких-либо серьезных проблем, это не значит, что риск околоземных полетов стал меньше. Представители НАСА оценивают риск столкновения станции с космическим мусором в течение любого 6-месячного периода времени, как 1:42 (вспомним кинофильм «Гравитация»).

Причем, речь идет об инциденте, который приведет к потере герметичности комплекса. Если равномерно распределить степень вероятности этого события на весь срок службы МКС до 2020-го года, то получится 1:4. Для сравнения: шансы в современной гражданской авиации на инцидент с гибелью пассажира оцениваются, как 1 на 3,5-5 миллионов полетов.

Но не это главное

Дороговизна, риск, отказы техники… Со всем этим можно было бы смириться, если б МКС выполняла на полную мощность свою главную роль исследовательской лаборатории. Но вот с этим-то и возникают главные проблемы.

Как отмечено в докладе, «будущий успех станции, как исследовательской площадки, в значительной степени зависит от способности “Центра продвижения космических исследований” (CASIS) - структуры, которая организует не связанные с НАСА научные исследования на американском сегменте МКС, именуемым “Национальная лаборатория США” - вызвать достаточный интерес у частных пользователей и инвесторов и привлечь необходимое финансирование с их стороны».

А вот с этим-то и возникают проблемы, ибо к настоящему времени CASIS реально смог собрать лишь 14 550 долларов. При этом ему было обещано инвестиций из различных источников на сумму 8,2 млн, что пока обещаниями и остаются. Поэтому основным источником финансирования CASIS по-прежнему остается НАСА, отчисляющая данной организации 15 млн долларов ежегодно.

Одна из причин, по которым частные инвесторы не спешат вкладывать средства в CASIS, состоит в том, что неясен вопрос с правами на интеллектуальную и технологическую собственность, созданную на борту МКС с помощью частных инвестиций. Стремясь исправить положение НАСА, в 2013-м году внесло в Конгресс законопроект, предусматривающий сохранение за частными исследователями «всех прав на изобретения… сделанные в ходе эксплуатации МКС». Однако, пока законопроект так и не был поставлен ни на одно голосование на Капитолийском холме.

Вот, что получается

Итак, «гонять» МКС по орбите дорого, а с каждым годом будет становиться еще дороже. Только в 2013 году НАСА потратило на станцию 2,9 млрд долларов, или приблизительно 17,2% от своего годового бюджета объемом в 16,9 миллиардов. При этом на продолжение разработки новой ракеты-носителя SLS ушло 1,4 млрд, а нового корабля «Орион» - 1,1 миллиарда долларов.

Таким образом, МКС в значительной степени финансово обескровливает работы по созданию перспективной техники для исследования и освоения дальнего космоса.

Но и это еще не все. По подсчетам «Управления генерального инспектора», бюджетный запрос президента на 2015 год, в котором содержится пятилетний прогноз расходов на эксплуатацию комплекса, на 614 млн долларов меньше, чем потребуется на самом деле. Произошло это из-за недооценки стоимости грузовых и пилотируемых полетов «частных» космических кораблей.

Что же касается науки, то из общей суммы, которая ежегодно тратится на МКС, лишь 10% уходит на исследовательские работы. 77% съедают поддержание комплекса в работоспособном состоянии, а также доставка грузов и экипажей на его борт.

Кроме того, как подчеркнули авторы доклада, «значительное количество исследований на борту МКС связано с поиском способов уменьшения риска для экипажей в ходе длительных космических полетов. Однако, агентство не сможет найти все необходимые способы даже если станция будет летать до 2024 года».

Отсюда следует общий вывод, что главная функция МКС - это все-таки быть космическим «тренажером». Но этот тренажер весьма дорогой и, к тому же небезопасный для тех, кто непосредственно на нем работает.

Этот вывод может подвести НАСА к другому заключению: может стоить прекратить тратить деньги на МКС после 2020-го года, перенаправив их на скорейшее создание техники для пилотируемых полетов в дальний космос - тем более, что астронавтам за пределами околоземного пространства, по крайней мере, не будет грозить космический мусор, представляющий главную опасность для обитателей МКС.