Описание как метод научных исследований. Описательный метод исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Традиционные методы антропологии. Описательные методы исследования

1. Описательные методы исследования в антропологии

Сравнительное описание морфологических признаков человека начало применяться для характеристики рас и создания расовых классификаций. Для географов и путешественников разрабатывались специальные анкеты, включающие вопросы по длине тела, пигментации волос и глаз, структуре волосяного покрова. Первая расовая классификация, предложенная французским ученым Ф. Бернье (1684), основывалась лишь на описательных признаках. Почти до второй половины XIX века антропология развивалась как описательная наука. В конце XIX века Р. Мартином была введена программа измерений человеческого тела (Martin, R., 1928).

В наши дни в антропологии используются описательные и измерительные методы исследования ископаемого и современного населения, в первую очередь морфологических признаков. Кроме того, применяются методы изучения функциональных показателей. Наряду с этим проводится анкетирование, целью которого является выяснение особенностей индивидуального развития и социально-экономического статуса исследуемого.

Описательный метод - антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерения затруднены. Например, такие расовые признаки как форма волос и пигментация (цвет кожи, цвет глаз, иногда цвет волос) не поддаются измерению. Для унификации оценок цвета кожи, глаз, формы и цвета волос разработаны специальные шкалы. Балловая оценка по таким шкалам позволяет избежать резких расхождений в данных разных исследователей.

При наблюдении за физическим развитием, определении типа конституции и в некоторых других случаях обращается внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма грудной клетки, спины, живота, ног, развитие мышечной, жировой и костной ткани.

Соматоскопия включает:

1. Оценку состояния опорно-двигательного аппарата - определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры.

2. Определение степени жироотложения.

3. Определение формы живота.

4. Оценку степени полового созревания.

5. Оценку состояния кожных покровов.

6. Оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта.

7. Осмотр зубов и составление зубной формулы.

Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. В зависимости от наклона грудины, наклона и изгиба ребер выделяются четыре основные формы грудной клетки - плоская, уплощенная, цилиндрическая и коническая, а также некоторые переходные формы (табл. 1). Признак оценивается по трехбалльной системе с переходными баллами при осмотре исследуемого в профиль и анфас.

Чаще всего встречающаяся форма грудной клетки человека - сдавленный спереди назад вытянутый цилиндр. Однако имеется множество разновидностей этого основного типа. Грудная клетка может быть вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине, или изменяться - сужаться или расширяться книзу.

Рис.1. Эпигастральный угол (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - острый, 2 - прямой, 3 - тупой.

Таблица 1. Характеристика форм грудной клетки (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Плоская грудная клетка. При рассмотрении сбоку обнаруживает близкое к вертикальному очертание передней стенки с малым переднезадним диаметром. При рассмотрении спереди она представляется суженной, удлиненной, эпигастральный угол острый

Уплощенная грудная клетка. Достаточно развита в боковом направлении, но переднезадний диаметр невелик

Цилиндрическая грудная клетка. Широкая при рассмотрении ее сбоку, переднезадний диаметр хорошо развит. При рассмотрении спереди напоминает форму бочонка. Эпигастральный угол прямой

Коническая грудная клетка. При рассмотрении сбоку обнаруживает равномерно наклонный контур передней стенки, плавно переходящий в контур живота. Переднезадний диаметр по величине почти приближается к поперечному. Эпигастральный угол чаще тупой, нижний отдел в целом шире верхнего

Исследователь прикладывает большие пальцы обеих рук к нижним ребрам исследуемого, по ходу их прикрепления к грудине. Угол, образованный ребрами и, следовательно, повторенный расположением больших пальцев исследователя, называется эпигастральным (Рис. 1).

Аномальные формы грудной клетки. В случае перенесенного рахита часто наблюдаются «поля шляпы» - сплошной костный валик на месте срастания ребер с грудной костью (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Рис.2. Форма спины (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - прямая; 2 - обычная (нормальная); 3 - сутулая.

При сильной сдавленности грудной клетки с боков грудина выступает вперед в виде киля, напоминая формой «куриную» грудную клетку. При плоской форме грудной клетки иногда встречается углубление в области грудины. Такая форма получила название «грудь сапожника». К аномалиям также относятся: асимметрия правой и левой сторон грудной клетки, подвижность X ребра. Форма грудной клетки связана с формой спины и во многом зависит от нее.

Таблица 2. Характеристика форм спины (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Прямая спина. Характеризуется сглаженностью всех изгибов позвоночного столба и контуров лопаток. Мышечный тонус как правило снижен.

Обычная или нормальная спина. Средняя выраженность всех изгибов позвоночника и контура лопаток. Данная форма спины наблюдается при хорошо выраженном мышечном тонусе.

Сутулая спина. Характеризуется заметным выступанием назад грудного отдела позвоночника и наклоном вперед шейного отдела. Углы лопаток выступают. Данная форма спины наблюдается у людей со слабым тонусом мышц.

Форма спины определяется при ее изучении сбоку и сзади по степени изгибов позвоночника и положению лопаток. И то, и другое в значительной мере зависит от мышечного тонуса.

Спина человека имеет прямую, обычную или сутулую форму, характеризуемую в баллах. Различные дефекты, своеобразие и возрастные изменения осанки, такие как сколиозы, лордозы, кифозы изменяют форму спины (Рис. 2, табл.2).

Форма живота. Этот признак во многом связан с формой грудной клетки и мышечного тонуса живота. Различают три основных формы живота (Рис. 3, табл. 3).

Рис.3. Форма живота (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - впалый, 2 - прямой, 3 - выпуклый

Таблица 3. Характеристика форм живота (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Впалый живот. Характеризуется полным отсутствием подкожно - жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Хорошо виден рельеф костей таза.

Прямой живот. Для этой формы живота характерно значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое или умеренное, рельеф тазовых костей сглажен.

Выпуклый живот. Характеризуется обильным развитием подкожно-жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При выпуклой форме живота часто появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто трудно прощупывается.

Оценка состояния нижних конечностей. Различают истинную и ложную кривизну нижних конечностей (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Истинная кривизна - особенности анатомии нижних конечностей, связанные с деформацией большеберцовой кости, которые внешне проявляются наличием дефекта внутреннего контура от промежности до сомкнутых лодыжек (О-образная) или отсутствием смыкания лодыжек при сомкнутых бедрах (Х-образная) в свободной стойке без напряжения.

Ложная кривизна - особенности строения нижних конечностей, которые проявляются впечатлением искривления при отсутствии деформации костей и связаны с особенностями распределения мягких тканей.

Среди истинных форм кривизны нижних конечностей различаются три их типа:

1. Варусный (тип О), при котором колени несколько раздвинуты в стороны и ось голени образует с осью бедра небольшой угол, открытый внутрь.

2. Прямое положение.

3. Вальгусный тип (тип Х) - противоположный варусному - колени сдвинуты, оси голеней несколько расходятся.

Под осью нижней конечности понимается направление осей бедра и голени по отношению друг к другу и к плоскости таза. Оценка этого признака производится по величине угла между осями бедра и голени при строго определенной позе испытуемого (положение выпрямленное, пятки соприкасаются, носки разведены на 10-15 см). Различают три типа положения осей ног, два из которых имеют трехбалльную градацию.

О-образная форма ног (варусный тип). При указанной выше позе колени и голени субъекта не соприкасаются, между ними есть щель (просвет). Ось кости голени образует осью бедра некоторый угол, обращенный вершиной наружу. Степень выраженности просвета между ногами оценивается баллами:

· балл 1 (О1) - величина щели от слабого просвета до ширины около 5 см;

· балл 2 (О2) - величина щели от 5 до 10 см;

· балл 3 (O3) - величина щели свыше 10 см, угол между костями бедра и голени выражен наиболее ясно.

Кроме указанных трех баллов О-образной формы ног, следует отмечать кривые ноги - О4, где щель (просвет) между ногами превышает 20 см.

Тип Х - образная форма ног (вальгусный тип). Тип расположения осей бедра и голени, противоположный первому: угол между осями бедра и голени обращен вершиной вовнутрь. При вышеуказанной позе колени субъекта заходят друг за друга, поэтому следует просить испытуемого занять удобную для него позу, при которой колени лишь соприкасаются. Тогда между медиальными краями стоп образуется заметное расстояние. Чем больше это расстояние при соприкосновении колен, тем, следовательно, сильнее выражен угол между осями бедра и голени. Степени выраженности этого угла, а, следовательно, величина расстояния между медиальными краями стоп оценивается баллами:

· балл 1 (Х1) - расстояние между медиальными краями стоп не превышает 5 см;

· балл 2 (X2) - расстояние от 5 до 10 см;

· балл 3 (X3) - расстояние свыше 10 см.

Прямые ноги. При вышеуказанной позе у такого субъекта соприкасаются не только бедра, колени и внутренние лодыжки, но, как правило, и голени (за счет развития икроножной мускулатуры). Угол между осями бедра и голени отсутствует. В случае слаборазвитой икроножной мускулатуры здесь может наблюдаться щель, но колени при этом соприкасаются. Тип обозначается буквой N, градаций не имеет.

Следует отличать аномалии крайней степени искривления осей ног - крайне вальгусное и крайне варусное их положение, а также асимметрию в длине ног - хромоту.

Оценка состояния стоп. Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверхность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью и расположение вертикальных осей ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры.

Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры.

Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый кнаружи.

Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом.

1. Первый метод расчета степени уплощения стопы (по Штритеру) - на отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.

2. Второй метод экспресс-оценки степени уплощения стопы (по Яралову - Яраленду В.А.) - на отпечатке из середины пятки проводятся две прямые линии: одна - до середины основания пальцевой фаланги 1-го| пальца, вторая - до второго межпальцевого промежутка.

Нормальная стопа - обе линии не пересекают внутренний изгиб контура отпечатка.

Уплощенная стопа - внутренний изгиб контура отпечатка лежит между прямыми линиями.

Плоская стопа - обе прямые линии полностью располагаются на окрашенной поверхности отпечатка.

Степень развития скелетной мускулатуры оценивается по ее объему и тонусу. Обращается внимание на все тело - ноги, грудь и обязательно на бицепсы плеча.

Таблица 4. Характеристика степени развития мышц (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

При оценке степени жироотложения следует обращать внимание на развитие подкожной жировой клетчатки на поверхности всего тела - на корпусе, конечностях и лице.

Таблица 5. Характеристика степени развития жироотложения (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Жироотложение также оценивается по трехбалльной шкале (табл.5). Необходимо учесть возможное развитие ожирения, при котором оценка жироотложений осуществляется несколько иначе. Следует обратить внимание, что в этой главе и в тексте книги вообще по большей части речь идет о здоровом организме и его изменчивости. Предполагается, что основы клинической антропологии студент усваивает традиционно с изучением клинических дисциплин.

Костный компонент. При его оценке определяется массивность скелета по степени развития эпифизов костей и массивости суставов (табл. 6). Иногда выделяют еще и промежуточные баллы - 1-2 и 2-3.

Часто при достаточном развитии жировой ткани визуальная оценка костного компонента затруднена либо ошибочна.

Таблица 6. Характеристика степени развития костного компонента (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Описательные признаки записываются в антропологическом бланке.

В классификации расовых типов важнейшими признаками являются пигментация кожи, глаз и волос, форма волос, носа, губ, бровей, разрез глаз и др.

Пигментация. Окраска различных тканей у человека обусловлена наличием пигментов. Окраска кожи, волос и радужины глаз определяется одним пигментом - меланином. От количества и расположения меланина в коже, радужине и волосах и зависит все разнообразие в окраске этих органов. Отсутствие в них меланина - явление, известное под названием альбинизма. У альбиносов очень светлая кожа, белые волосы и красная радужина глаз, обусловленная отсутствием в ней пигмента и просвечиванием вследствие этого кровеносных сосудов. Альбиносы очень чувствительны к солнечному свету. Кожа их из-за отсутствия в ней меланина не подвержена загару. Альбинизм встречается как среди светлокожих, так и среди темнокожих рас (например, у негров) и всегда является генетически обусловленным. Иногда он распространяется не на все тело и бывает выражен только на отдельных участках кожи - частичный альбинизм. Окраска волос определяется количеством и характером содержащегося в корковом слое меланина (зернистого и диффузного). Чем больше зернистого пигмента в клетках коркового слоя, тем темнее волосы. Наличие диффузного пигмента придает волосу красноватый оттенок.

Пигментация несколько меняется на протяжении жизни. С возрастом волосы темнеют. В процессе старения происходит постепенное уменьшение меланина и поседение волос. Поседение волос происходит в результате прекращения продукции меланина. Утрата пигмента начинается с той части стержня волоса, которая ближе к корню. Возрастная динамика цвета глаз сложнее.

Для определения цвета волос созданы специальные шкалы (Никитюк Б. А., 2000). Наиболее широкое распространение получила шкала Фишера, согласно которой различаются по цвету (за исключением рыжих волос - № 1-3) 24 различных типа: № 4 - черно-каштановые, № 5-7 - каштановые, № 8 - темно-белокурые, № 9-20 - светло-белокурые, № 22-26 - пепельные, № 27 - черные.

Шкала Фишера, особенно в той части, которая относится к вариантам темных волос, очень несовершенна. В настоящее время применяется разработанная В.В. Бунаком шкала, которая основана на точном колориметрическом определении отдельных оттенков с разбивкой подлине волны всей гаммы цветности на три ряда: красновато-оранжевый, желтовато-оранжевый и пепельный. Отдельные номера в каждом ряду разделены одинаковыми интервалами по интенсивности окраски (Бунак В. В., 1941).

Цвет волос обнаруживает отчетливую территориальную дифференциацию. Наиболее светлые волосы типичны для населения Скандинавии. Так, у норвежцев частота светлых оттенков волос составляет около 75%. У населения Центральной и, еще в большей степени, Южной Европы значительно преобладают темные оттенки. Темные волосы характерны и для всего остального человечества, а светлые волосы встречаются лишь в виде весьма редких индивидуальных отклонений.

Пигментация кожных покровов является одним из основных признаков в расовой систематике.

Способы определения цвета кожи. Существуют различные приемы определения цвета кожи. Словесные описания пигментации кожных покровов, несмотря на имеющиеся схемы со строго определенными терминами, несовершенны и не могут объективно отразить все разнообразие оттенков, каким характеризуется цвет кожи у разных групп человечества. Наиболее точным является измерение цвета при помощи различных колориметрических приборов, однако эта методика не получила широкого применения в антропологической практике из-за трудоемкости использования при массовых обследованиях.

Были предложены различные таблицы цветов с номерными обозначениями, как, например, хроматическая таблица Брока (1864), содержащая 34 цветовые полоски разной окраски, и др. Крупным техническим недостатком этих таблиц, воспроизводившихся печатным способом или раскраской, было то, что они со временем выцветали. Этот недостаток был устранен путем применения окрашенных стекол.

Наибольшее распространение получила шкала Лушана, содержащая 36 стекол разной окраски. При помощи этой шкалы собраны большие материалы по цвету кожи у разных народов земного шара. Многочисленные оттенки шкалы при обработке материала часто принято объединять в более крупные группы (табл. 7).

Таблица 7. Оценка пигментации кожи по шкале Люшана (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Суммируя индивидуальные цифровые значения этих баллов (0 + 1 + 5 +...) и разделив полученную сумму на количество исследованных индивидуумов, получают средний балл для группы.

Но и шкала Лушана несовершенна, так как неравнозначны интервалы между отдельными номерами шкалы; не все номера близко воспроизводят оттенки человеческой кожи; стекла имеют несвойственный коже блеск, что затрудняет подбор соответствующего номера.

Позднее В. В. Бунаком была разработана шкала цвета кожи, в основу которой положен принцип эквидистантности (равенства интервалов между отдельными номерами шкалы).

Различия в степени окраски кожи у родственных групп отмечаются в связи с особенностями адаптации к условиям среды обитания (например, в лесах и на открытых пространствах). В загаре проявляется защитная функция кожи. Темнопигментированные люди лучше переносят сильное действие как ультрафиолетовых, так и тепловых лучей солнца. Хотя кожа их нагревается сильнее, чем у светлоокрашенных, пигмент предохраняет от перегревания глубжележащие кровеносные сосуды.

Как ни велики индивидуальные вариации цвета кожи и зависимость окраски кожи от внешних влияний, на первый план выступают межгрупповые различия в пигментации кожных покровов в местах, не подвергающихся воздействию солнечных лучей.

Пигментация кожных покровов варьирует по земному шару от розоватого (у светлоокрашенных европейских групп, где окраска обусловлена преимущественно просвечиванием кровеносных сосудов) до темно-коричневого, шоколадного (у негров Африки, папуасов, меланезийцев, австралийцев). Имеется сложная гамма переходов между этими крайними типами окраски. У разных групп отмечается сдвиг в сторону красноватых, желтоватых или оливковых оттенков.

Для определения цвета глаз также используются различные шкалы. Под цветом глаз подразумевают окраску радужки. Наиболее удачной для определения цвета глаз является шкала В. В. Бунака. В ней различаются три основных типа окраски радужины (темная, смешанная и светлая), с разбивкой каждого типа на 4 класса (Бунак В. В., 1941). Таким образом, всего выделяется 12 классов (табл. 8).

Географическая дифференциация цвета глаз чаще всего совпадает с окраской волос, но светлые оттенки глаз в средних по пигментации группах встречаются значительно чаще, чем светлые волосы. Несмотря на преобладание темной пигментации, глаза смешанных оттенков сравнительно часто (до 20% и выше) отмечены у ряда народов Сибири.

Половые различия в окраске радужки невелики. У женщин чаще встречается темная пигментация. Возрастные изменения довольно значительны. У светлоглазых людей радужка в детском возрасте обычно несколько светлее, у темноглазых - темнее. В старческом возрасте процент темных глаз уменьшается.

Таблица 8. Оценка цвета глаз по шкале В.В.Бунаку (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

I тип - темный

Черный (зрачок почти не отличим по цвету от радужины)

Темно-карий (равномерная окраска радужки)

Светло-карий (радужка в разных участках окрашена неравномерно)

Желтый (очень редкий цвет)

II тип - переходный (смешанный)

Буро-желто-зеленый (преобладают бурые и желтые элементы)

Серо-зеленый (преобладает зеленый фон)

Серый или голубой с буро-желтым венчиком (каемкой вокруг зрачка)

III тип - светлый

Серый (различные оттенки серой окраски)

Серо-голубой (хорошо выражен рисунок в виде темных или светлых серых полосок, синеватый тон по краям)

Голубой (также рисунок в виде полосок, основной фон голубой) к

Синий (основной фон синий, рисунок не выражен)

При описании популяционных особенностей волосяного покрова головы оценивают форму и жесткость волос.

Степень изгиба волоса зависит от формы его поперечного среза. Прямые волосы близки к округлым на срезе, а по мере усиления изгиба срез становится все более овальным. Есть также корреляция между формой волоса и величиной изгиба его корневой (подкожной) части и, соответственно, углом, под которым он проходит через поверхность кожи.

Форма волос, как и признаки пигментации, входит в набор обязательных дифференцирующих признаков в традиционных расовых классификациях. Различают прямые, волнистые и курчавые волосы (Рис. 4). Определяется форма волос по описаниям в методиках и по шаблонным образцам.

По степени жесткости выделяют обычно два варианта волос - жесткие (тугие) и мягкие. Определяют их «на ощупь», и хотя это не очень убедительный способ, при массовых и полевых исследованиях он наиболее удобный. На поперечном срезе различия между жесткими и мягкими волосами определяются их диаметром и площадью сечения.

Признак наследуется, видимо, несколькими генами, но есть вполне определенная тенденция доминирования изогнутых форм над прямыми. У двух прямоволосых супругов дети прямоволосые. Если супруги различаются по форме волос, то у детей она может быть разнообразной, но не более изогнутой, чем у супруга с более волнистыми волосами. Судя по всему, волнистая форма волос является следствием гетерозиготного наследования.

Жесткие волосы имеют большую площадь среза, а края клеток плотно прилегают друг к другу. Мягкие волосы кроме меньшей площади среза имеют приподнятые клеточные края, что способствует сцеплению волос друг с другом. Форма и жесткость волос наследуются независимо, поэтому возможны любые сочетания этих двух характеристик.

В строении волос головы обнаруживаются характерные территориальные вариации. Жесткие прямые волосы характерны для большинства населения Центральной, Северной и Восточной Азии, индейцев Америки, а мягкие прямые или волнистые волосы - для европейцев, волнистые же волосы - для австралийцев (коренного населения Австралии) и ряда групп Южной и Юго-Восточной Азии. Курчавыми волосами отличаются негрские народы Африки, население Новой Гвинеи и Меланезии (Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков, 1999).

Извилистость и жесткость волоса связана с особенностями его поперечного сечения, которое определяется микрометрически. Чем больше площадь поперечного сечения волоса, тем он жестче. Жесткие волосы характеризуются площадью 6-7 мкм 2 . Извилистость волоса связана с формой его поперечного сечения: прямые волосы характеризуются наиболее округлым сечением.

Вычисляется указатель поперечного сечения волоса как отношение наименьшего диаметра поперечного сечения к наибольшему диаметру поперечного сечения. Для прямых волос индекс равен 80 и выше, для курчавых - ниже 60 (Бунак В. В., 1941; Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Третичный волосяной покров, который развивается в период полового созревания на лобке и в подмышечных впадинах у представителей обоих полов, а у мужчин также на лице и груди, имеет расодиагностическое значение. Внутри- и межгрупповые колебания степени выраженности этих признаков могут быть значительными - от слабой выраженности до очень высоких степеней обволошенности всего тела. Для этого признака характерна и большая возрастная изменчивость.

Балловая оценка развития признаков проводится у мужчин, чаще всего обволошенности лица и груди. Развитие бороды определяется по 5-балльной шкале: очень слабое, слабое, среднее, 4 сильное, очень сильное.

В связи с тем, что формирование третичного волосяного покрова завершается к 25 годам, степень выраженности признаков у мужчин учитывается с 25 лет и старше. Что касается возрастной динамики, то следует отметить, что средний балл развития бороды увеличивается и в пожилом возрасте (старше 40 лет) (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Степень развития третичного волосяного покрова на груди тоже определяется по 5-балльной шкале. Даже в группах, характеризующихся сильным развитием третичного волосяного покрова, где индивидуумы со слабым ростом бороды составляют редкое исключение, всегда отмечается некоторый процент лиц с отсутствием волос на груди, животе и конечностях (Тегако Л.И., Саливон И.И., 1997).

Степень интенсивности развития волосяного покрова на лице и груди является признаком, которому в этнической антропологии придается большое значение в связи с тем, что он обнаруживает четкую географическую дифференциацию. Наиболее слабая степень развития бороды отмечается у некоторых групп Северной Азии, а наиболее сильная - у австралийцев, народов Передней Азии и Закавказья.

Структура мягких тканей лица. Глазничная область характеризуется шириной глазной щели (широкая, средняя, узкая), ее наклоном, т. е. уровнем расположения наружного и внутреннего углов, степенью развития складки верхнего века и наличием складки, прикрывающей внутренний угол глаза - эпикантусом. Последние два признака имеют значительную возрастную изменчивость и зависят от выраженности жироотложения на лице.

Складка верхнего века. Кожа верхнего века в одних случаях не имеет складок, в других образует поперечные складки. Отмечаются четыре степени выраженности складки верхнего века и эпикантуса: отсутствие, слабая, средняя и сильная выраженность.

Форма носа. На общее представление о строении носа сильно влияют положение его кончика и основания по отношению к горизонтали и так называемая высота крыльев носа, т.е. положение крыльевой борозды на боковой поверхности носа, которые оцениваются при взгляде сбоку.

Высота крыла носа оценивается независимо от выраженности борозды: балл 1 - при высоте крыла равной 1/5 от высоты носа, балл 3 - при высоте 1/3 высоты носа.

Выступание носа и форма его профиля больше относятся к развитию его костной основы. Поперечный профиль спинки (сечение через верхнюю часть спинки около переносья) оценивается независимо от высоты переносья. Профиль спинки носа определяется отдельно в костной и хрящевой частях, и обязательна оценка общего профиля подбородка, формы лба, затылка, бровей, носа, ушей, рта, губ и другие признаки.

При описании формы носовых отверстий при взгляде снизу фиксируются также ширина, расположение ноздрей по отношению друг к другу, их форма и угол наклона к срединной линии (Рис. 4).

антропология спита живот кожа

Рис.4. Форма ноздрей (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - продольная, 2 - слегка удлиненная, 3 - овальная,4 -круглая, 5, 6 - фасолевидная

Рис.5. Метод оценки «толщины» губ (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

В области рта используются обычно три признака: «толщина» губ, ширина рта и контур профиля кожной части верхней губы (Рис. 11). Последний признак может иметь самостоятельное значение независимо от выступания вперед челюсти и описывается как прохейлия, ортохейлия и опистохейлия. Признаки расовых типов записываются в антропологическом бланке.

Совокупность внешних признаков, характерных для данного человека, используется в криминалистике под названием «словесный портрет». В практической работе необходимо уметь классифицировать внешние признаки людей и выделять типичные их сочетания. Словесный портрет составляется по определенному плану (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). При этом выделяются основные типы контура головы, профиль лица, лба, спинки носа и подбородка, форму лба, затылка, бровей, носа, ушей, рта, губ и другие признаки.

Литература

1. Негашева М. А., Богатенков Д. В., Глащенкова И. А., Дробышевский С. В. Мегаполис и особенности соматотипа как факторы повышенного риска ишемической болезни сердца // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - М., 2001. - С. 32-37.

2. Никитюк Б. А. Интеграция знаний в науках о человеке. - М.: Спорт Академ. Пресс, 2000. - 440 с.

3. Никитюк Б. А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная антропология: (Практикум). [Для ин-тов физ. культуры] / Б. А. Никитюк, А. А. Гладышева - М. Физкультура и спорт. - 1989. - 174 с.

4. Никитюк Б. А. Изменения размеров тела новорожденных за последние 100 лет // Вопросы антропологии. Вып. 42. - М., 1972. - с. 78-94.

5. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма. - М., 1978. - 144 с.

6. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г. Николаев, Н.Н. Николаева, Л.В. Синдеева, Л.В. Николаева - Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. - 173 с.

7. Павловский О.М. Биологический возраст человека. - М., 1987. - 454 с.

8. Панасюк Т. В. Анатомо-антропологические особенности детей грудного, раннего и дошкольного возраста. - М., 1998. - 27 с.

9. Пенде Н. Недостаточность конституции / Н. Пенде. - М.: Медгиз, 1930. - 98 с.

10. Перевозчиков И. В. Определение групп крови системы АВО у населения Евразийских степей I тысячелетия до н. э.: автореф. дис.... канд. биол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 - 19 с.

11. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

12. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. - М., 1985. - 672 с.

13. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978. - 528 с.

14. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. - Мн., 1973. - 327 с.

15. Рост и развитие детей и подростков. Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Том. 3. - М., 1989. 200 с.

16. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей: Кости людей различных эпох - нормальные и патологические изменения. - М.-Л., 1965. - 304 с.

17. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1979. - 352 с.

18. Рычков Ю. Г., Балановская Е. В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеография Восточной Европы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т.И. Алексеевой. М., 1999. С. 109-134.

19. Рябинина А. Четыре группы крови - четыре образа жизни. - СПБ., 2001. -157 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методика морфофизиологических исследований в антропологии с целью установления возрастных, половых, этнических, расовых особенностей физического строения тела человека. Характеристика, измерительные и описательные признаки антропологических фенотипов.

    презентация , добавлен 27.11.2014

    История развития антропологических знаний, антропологии как самостоятельной науки. Разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение, ее место в общем курсе естествознания: задача, основные разделы, отрасли антропологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Физиологическая роль факторов роста (HIF, VEGF, IGF) в организме, анализ эффективности и направления их исследования, оценка роли и участия в инициации канцерогенеза. Методы изучения факторов роста. Результаты исследования степени экспрессии VEGF.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Общие понятия о дезоксирибонуклеиновых кислотах. Способы получения ДНК. Методы количественного и качественного определения и исследования. Гистохимические методы обнаружения в тканях. Химический состав и свойства ДНК. Содержание в клетках и тканях.

    контрольная работа , добавлен 22.07.2009

    Аэрокосмические методы исследования - вариант дистанционных методов исследования в зоологии. Миграции животных как форма освоения окружающего пространства. Особенности использования спутниковой системы Argos для наблюдения за перемещениями животных.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    Особенности строения и роста растительных клеток. Методы изучения растительной клетки. Электронная микроскопия, возможности светового микроскопа. Метод замораживания-скалывания. Дифференциальное центрифугирование, фракционирование. Метод культуры клеток.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Структура дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Секвенирование как метод исследования нуклеиновых кислот. Определение нуклеотидовой последовательности модифицированным методом Максама и Гилберта. Новейшие методы определения последовательности ДНК.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    История развития науки "цитология". Определение понятия "клетка" и ее положение среди других форм структурной организации живой материи. Сравнительная характеристика прокариотов и эукариотов. Методы исследования клетки, ее морфология, химия и физиология.

    учебное пособие , добавлен 12.03.2013

    Определение назначения и описание механизма гистохимических методов идентификации химических веществ в гистологических срезах. Описание электронной, люминесцентной и ультрафиолетовой микроскопии. Радиоавтография и культура клеток и тканей вне организма.

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.

Как показывает их название, описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.

Наблюдение в естественных условиях

Наблюдение в естественных условиях - самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным или же интерпретировать некоторые события, исходя из того, что ожидает увидеть наблюдатель, а не из того, что происходит на самом деле. Один из способов избежать этого состоит в том, чтобы вооружиться магнитофоном, фотоаппаратом или видеокамерой, что позволит регистрировать поведение и в случае необходимости многократно демонстрировать записи разным наблюдателям.

Систематическое наблюдение

При систематическом наблюдении внимание должно быть сосредоточено на одном определенном аспекте поведения, с тем чтобы как можно точнее описать именно те его характеристики, изучению которых посвящено данное исследование.

Для этого часто используют опросники или карты наблюдения ,в которые включены различные элементы, требующие внимания: частота данной формы поведения (сколько раз она возникает в определенный промежуток времени), его интенсивность (с учетом условий, в которых она проявляется), как она возникает и как исчезает и т. п. Такого рода наблюдения позволяют сконцентрировать внимание исследователя на существенных моментах, не отвлекая его на второстепенные детали.

Анкеты и тесты

Более структурированный способ решения той или иной проблемы связан с использованием, если это возможно, средств, выбираемых в зависимости от изучаемого явления.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Конечно, анкеты дают достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Крупные фирмы, занимающиеся зондированием общественного мнения, получают обычно результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей популяции не более чем на 3-4% в обе стороны (см. документ 3.4).

Что касается тестов ,то это стандартизованный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами наблюдения. Предполагается, что они позволяют оценивать интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог возникновения тревоги или досады в определенной ситуации или интерес, проявляемый к тому или иному виду активности.

Тем не менее, как мы увидим в главе 9, при использовании тестов возникает много проблем. Одна из них, и немаловажная, связана со способом нормализации теста. Несомненно, результаты, полученные для одного испытуемого или для одной популяции, можно интерпретировать лишь при сопоставлении их с результатами, полученными для выборки людей, прошедших проверку с помощью тех же тестов, и адекватно представляющими данного индивидуума или популяцию. Мы увидим, однако (см. документ 9.3 и досье 9.1), что это требование выполняется не всегда. В самом деле, метод тестов, оказывающийся иногда очень эффективным, нередко используют для подтверждения идей, относящихся скорее к области политики, чем науки.

Корреляционный анализ

Использование описанных выше методов позволяет провести более глубокий анализ данных, если есть возможность сопоставить друг с другом результаты по двум или нескольким из наблюдавшихся характеристик. Это позволит ответить на вопросы вроде «можно ли считать, что 13-14-летние девочки более общительны, чем мальчики того же возраста?» или «наделены ли высокоинтеллигентные люди одновременно и большими творческими способностями

Для того чтобы ответить на эти вопросы, достаточно установить зависимость между различными данными, полученными в результате наблюдения или с помощью анкеты, или же подвергнуть испытуемых тестам. В первом случае надо сравнить, например, оценки общительности девочек с соответствующими оценками для мальчиков; во втором - сопоставить оценки, полученные в тестах на уровень интеллекта, с оценками творческих способностей.

Подобные зависимости оцениваются главным образом с помощью статистических методов. Чаще всего при этом вычисляют коэффициент корреляции (см. приложение Б).

Преимущества корреляционного анализа очевидны: он позволяет получить за очень короткое время множество данных для значительного числа испытуемых. Кроме того, этот метод можно применять в ряде особых случаев, в которых экспериментальный подход сопряжен с трудностями или даже невозможен (главным образом по этическим соображениям); примерами служит сбор данных о самоубийствах, о наркомании или о воспитании детей в неблагоприятных условиях. И наконец, корреляционный анализ позволяет получать информацию, основанную на более разнообразных выборках и более близкую к существующей в обществе реальности - в отличие от результатов экспериментов, проводимых в лаборатории, где часто используют одну и ту же популяцию студентов.

Этот метод, однако, не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Например, при изучении агрессивности у детей (подробнее см. в досье 6.1) оказалось, что жестокие дети чаще других смотрят телевизионные фильмы со сценами жестокости. Означает ли это, что такое зрелище порождает в них агрессивность или, наоборот, жестокие зрелища привлекают самых агрессивных детей? Как определить, какая из этих двух переменных служит причиной, а какая - следствием? Корреляционный анализ не дает ответа на подобные вопросы.

Случается также, что два фактора сходным образом варьируют и при отсутствии между ними причинно-следственной связи, а их вариации зависят от какой-то третьей переменной. Рассмотрим, например, утверждение, что чем больше человек потребляет марихуаны, тем выше вероятность, что он окажется пьяницей. Возможно, однако, что на самом деле причинной связи между этими двумя параметрами нет - просто существует зависимость между потреблением наркотиков вообще и личностью некоторых молодых людей, которые прибегают к наркотикам, чтобы забыть о своих проблемах.

Интерпретация связи между двумя переменными очень часто зависит также от смысла, который вкладывают в используемые термины. Это безусловно относится к понятию «ума». Можно ли, например, утверждать, что «чем данный школьник умнее, тем больше у него шансов достичь блестящих успехов в учении»? Это верно лишь в том случае, если под «умом» имеется в виду совокупность качеств, которых требует школа, где особое значение имеет дисциплинированность (см. документ 9.2). Прекрасным примером, противоречащим приведенному утверждению, служит Эйнштейн, который подростком с трудом адаптировался к школьной системе.

В некоторых классических исследованиях, например в работе Трайона (Tryon) (см. документ 3.5), методы описанного выше типа уже использовались для выяснения зависимости между наследственностью, умственными способностями и приобретением новых навыков или знаний.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Специальность «филология»

Общая характеристика приемов описательного метода

Выполнила студентка

IVкурса 07402 группы

Коледова А.В.

Проверила:

к.ф.н., доцент

Барабина М.Н.

Самара 2012

Описательный метод – самый древний и в то же время актуальный метод лингвистического анализа.

Описательным методом называется система научно – исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе развития; это – метод синхронного анализа. Изучение норм современного русского языка, описание его является одной из важнейших задач лингвистики, диктуемых как самой теорией, так и практикой культурного развития общества.

Описательный метод располагает рядом приемов лингвистического анализа . Наиболее распространенными из них являются: прием лингвистического наблюдения прием лингвистического эксперимента, прием инвариантного анализа, прием лингвистического сравнения, прием позиционного анализа, прием преобразования и подстановки.

Все эти приемы связаны не только общностью их назначения, но и самой техникой лингвистического анализа.

Рассмотрим кратко каждый из приемов в отдельности.

Наиболее распространенным и естественным приемом описательного изучения языка является прием наблюдения, который присутствует при пользовании другими приемами описательного метода. Первым условием всякого изучения является точное и добросовестное наблюдение.

Прием лингвистического наблюдения - это правила и техника выделения из текста того или иного факта и включение его в изучаемую категорию. Правила наблюдения касаются отбора фактов, установления их признаков, уточнения предмета наблюдения и описания наблюдаемого явления.

Следует отметить, что ведение лингвистического наблюдения предполагает хорошее знание языка, владение им, наличие у исследователя языкового чутья. Однако исследователь должен уяснить, что подход читателя и подход исследователя отличаются друг от друга тем, что первый пользуется текстом для того, чтобы понять или передать при помощи языка конкретную мысль, тогда как второй, т.е. исследователь, выделяет в тексте отдельные факты, признаки, явления для того, чтобы повергнуть их специальному наблюдению . Ведение лингвистического наблюдения поэтому предполагает наличие специальных навыков и знаний, необходимых для того, чтобы видеть изучаемое явление. Эффективность наблюдения увеличивается вместе с развитием знаний о данном явлении.

Лингвистическая наблюдательность развивается путем упражнений и тренировки, при обязательном анализе недочетов, допущенных при наблюдении.

Пользуясь приемом наблюдения, мы опираемся на наши органы чувств, на наше пониание текста и знание текста.

Большое значение при ведении наблюдения имеет установление достоверности изучаемых отрезков речи. В этих целях лингвист привлекает дополнительные приемы. Таким приемом является критика.

Критика текста – это совокупность правил и техника исследования, призванная установить надежность сведений, имеющихся в источнике, установить его подлинность и дать основной текст.

Наблюдая тот или иной факт, извлекая его из речи, мы должны объяснять его, а также мы обязаны сопоставлять наши наблюдения с наблюдениями наших предшественников как со стороны фактического материала, так и с точки зрения их лингвистической интерпретации.

Лингвистическая интерпретация состоит не только во включении их в более общую категорию, но и в проверке правильности такого включения.

Так, отнесение форм читаю – читаешь – читал к глагольным формам не вызывает сомнений. Напротив, отнесение форм рад к прилагательным, стыдно, жаль – к наречиям, а пора – к существительным вызывает сомнение, так как каждая из них не обладает всем комплексом признаков, свойственных соответственно прилагательному, наречию, существительному. Например, слово рад не имеет полной формы прилагательного.

При ведении лингвистического наблюдения и установлении той или иной лингвистической интерпретации языковых фактов исследователь должен располагать достаточным фактическим материалом.

Критерий повторяемости языковых фактов имеет огромное значение в лингвистике. Повторяемость позволяет разграничивать явления языка продуктивные и непродуктивные факты языка и индивидуальной речи, языковые и внеязыковые стороны.

Важность критерия повторяемости заставляет обращать особое внимание на сбор материала, который является и началом, стимулом лингвистического наблюдения критерием для суждения по поводу того или иного факта языка.

Собирая фактический материал, необходимо, необходимо точно указывать его источник.

Расширяя материал наблюдения, мы начинаем экспериментировать.

Эксперимент отличается от исследования тем, что исследователь не ограничивается изучением фактов в различных условиях, а ставит объект в такие условия, которые позволяют ему выяснить ту или иную сторону, ту или иную связь изучаемого факта или явления.

Наряду со сбором материала из текстов мы можем воспользоваться нашими личными знаниями языка, используя прием искусственного эксперимента, т.е. заменяя фразы на основании своих собственных знаний языка, проверяя возможность того или иного факта языка.

Как при сборе материала, наблюдении и постановке эксперимента, так и при дальнейшей лингвистической интерпретации нельзя забывать об отграничении языковых явлений от неязыковых.

При изучении языковых явлений, категорий языка большое значение имеет изучение их постоянных признаков и признаков переменных. Такой прием может быть назван инвариантным анализом. Прием анализа по инвариантам состоит в том, что устанавливаются постоянные, инвариантные признаки и рассматриваются границвы возможного варьирования, при котором варианты, утрачивая некоторые признаки, сохраняют другие, благодаря чему языковое явление видоизменяется, но не нарушается его единство, его существо. Варианты выступают как конкретные случаи проявления одной и той же единицы.

Изучение инвариантов важно, потому что каждое явление обладает не одним признаком, а многими. Это многокачественность языковых единиц объясняется тем, что что они возникли в разные периоды развития языка, а также в результате того, что языковые единицы связаны в системе языка друг с другом.

Под воздействием разных факторов разные и одни и те же признаки языкового явления проявляются в разной мере. Это и порождает вариантность.

Варьирование может осуществляться как на формальной, так и на смысловой основе, как на основе принадлежности к одному и тому же звену парадигмы, так и на основе общности синтаксической функции.

Варьирование на формальной основе: существительные мужского рода в единственном числе имеют флексию –ом: топором, ветром, хором ит.п. Однако в зависимости от лексического значения имени существительного и синтаксических условий значение этих форм бывает различным. В сочетании рубить топором мы имеем творительный орудия, в сочетании ехать городом – творительный пути, а в сочетании выть волком – творительный образа действия.

Варьирование на семантической основе: приводит к уточнению дублетных форм, синонимических слов и форм, лексико – семантических, лексико – грамматических групп. Так, творительный падеж единственного числа имеет несколько параллельных форм, например: отрядом, но группой, костью.

Наблюдая языковые факты, экспериментируя над ними, изучая варьирование признаков, мы сравнивали отдельные признаки друг с другом.

Сравнение языковых явлений может быть использовано как специальный прием описательного анализа языка. Он состоит в том, что мы, сравнивая аналогичные языковые явления, сопоставляем их для того, чтобы выявить общие и отличительные признаки.

Например, изучая смыслоразличительную функцию звуков м , с , а , о , мы устанавливаем, что они являются фонемами русского языка, так как различают разные слова и формы: сам , но сом , сам , но зам ит.п.

Прием позиционного анализа состоит в том, что языковой факт рассматривается с точки зрения его повторяемости в тех или иных сочетаниях, где и обнаруживаются признаки изучаемого языкового факта или явления.

Позиционный анализ построен на учете линейности речи. Однако язык не является только линейной сущностью.

Прием анализа по оппозициям состоит в том, что языковое явление рассматривается как бинарное противопоставление единиц. Оппозиционный анализ предполагает выделение у единиц дифференциальных признаков, объединение их пары.

Под влиянием различного рода условий языковое явление может утрачивать ряд своих признаков в результате их нейтрализации. В этом случае мы можем прибегать к изучению производных форм, различных вариантов и синонимических фактов. Такое изучение осуществляется при помощи приема преобразований или подстановки.

Прием преобразования (и в частности подстановки ) состоит в том, что языковое давление изучается путем видоизменения языковых единиц и сравнения производных форм, различных вариантов и синонимических единиц. Использование приема преобразования и подстановки предполагает хорошее знание инварианта и языка.

Например, неударные гласные о и а в современном русском языке нейтрализуются, например: золить и залить . Чтобы различить эти омофонические формы, мы можем совершить преобразования. Первое слово, золить, связано с такими словами, как золение, золёный, зольник. В результате подстановки и преобразований разных морфем мы должны выделить корень -зол - и установить написание буквы о .

Подводя итоги отметим, что любое языковое явление многокачественно. Поэтому его полное описание предполагает изучение всех его сторон, всех его признаков. Истинно научное написание языкового явления должно быть многосторонним, а потому должно использовать все известные приемы и разработанную технику лингвистического анализа.

Описательный метод имеет исключительное значение при школьном изучении родного языка. Школьные грамматики – грамматики описательные. Они ставят перед собой задачу дать краткое и доступное для учащихся описание грамматического строя языка, научить навыкам языка, привить лингвистическую наблюдательность.

Современный описательный метод постоянно обогащается за счет методик и приемов анализа, разработанных в русле иных лингвистических методов.

Список использованной литературы

    Иванова Л. П. Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006.

    Кодухов, В. И. Методы лингвистического анализа/В.И. Кодухов. – Л.,1963.

Представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).

Процедурные характеристики описательного метода

Традиционно принято выделять следующий состав процедур, системное применение которых обеспечивает результативность употребления описательного метода:

  • исходным пунктом развёртывания описательного метода является формирование первичного предмета описания - признаков, параметров и характеристик объекта, маркирующихся в качестве значимых и существенных, и составляющих основной аналитический фокус наблюдения и описания (операции, осуществляемые в границах данной процедуры носят преимущественно аналитический характер);
  • основной путь проходит через сбор, каталогизацию (типологизацию, систематизацию или распределение по категориям) материала (данных), открывающие возможность исследования его состава, структуры, генетических характеристик, наиболее общих отношений между ними, а также предметно заданных качеств (распределение и поляризация данных по типам, классам, видам, родам или категориям, напротив, реализуется преимущественно в синтетическом ключе);
  • материал, собранный и вторично переработанный по категориям, классам, группам, видам или типам подаётся на выход углубленного научного исследования;
Примером первичного описания, например топонимического (гидронимического) материала, могут служить списки рек, списки населенных пунктов, а при исследовании антропонимии - картотеки антропонимов (фамилий, имён, псевдонимов). Нередко на основе этих материалов создаются словари (каталоги , индексы) с той или иной степенью осмысления включённого в них материала.

Традиционные нормы применения

Как правило, описание предваряет углубленное (собственно научное) исследование (или же является его первым этапом), поставляя образцы и материал для развёртывания дальнейших научных процедур и методов. Последовательное применение описательного метода предполагает следование следующему ряду традиционно принятых норм:

  • строгая предметная оформленность избранного объекта описания;
  • соблюдение последовательности в описании предметно заданных признаков, параметров и характеристик (качественных, количественных) материала, согласующихся c исследовательской задачей;
  • упорядоченность во вторичной переработке собранного материала (процедуры группировки, классификации систематизации и т. д.);

Описательный метод в контексте научной методологии

В области эмпирических научных методов описательный метод является необходимым (следуя после исходного первичного наблюдения), определяя в значительной мере успех работы в целом, развёртывающейся с использованием других методов, разрабатывающих, как правило, собранный и поставленный им материал в новых (собственно, научных) аспектах и новых (собственно, научных) предметных оформленностях. Нередко материал одного применения описания служит базой для проведения описания в совершенно ином аспекте. Описательный метод, как и другие методы исследования, исторически изменчив. Он расширяет границы своего применения, набор исследовательских приемов и процедур в зависимости от развития общенаучной теории и практики.

Сноски и примечания

См. также

Ссылки

  • Описательный метод // Большой толковый словарь Владимира Чернышева
  • Описательное исследование // «Descriptive Research». BYU linguistics department (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Описательный метод" в других словарях:

    описательный метод - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN sketched method …

    описательный метод - Система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Это метод синхронного анализа. О.м. – самый старый, но не устаревший в современной лингвистике метод. Древнейшие китайские, индийские и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Метод оценки качества мясного продукта, основанный на словесном описании его свойств. [ГОСТ 29128 91] Тематики органолептическая оценка качества … Справочник технического переводчика

    описательный метод оценки качества мясного продукта - 31. описательный метод оценки качества мясного продукта: Метод оценки качества мясного продукта, основанный на словесном описании его свойств. Источник: ГОСТ 29128 91: Продукты мясные. Термины и определения по органолептической оценке качества …

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Интерпретационно-описательный метод - метод, при котором субъект внешне взаимодействует со знаково символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами) … Словарь по педагогической психологии

    метод описательный - отводят исследователю роль наблюдателя: он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, ограничиваясь возможно более объективным описанием его. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    ГОСТ 29128-91: Продукты мясные. Термины и определения по органолептической оценке качества - Терминология ГОСТ 29128 91: Продукты мясные. Термины и определения по органолептической оценке качества оригинал документа: 10. аромат мясного продукта: Приятный характерный запах мясного продукта. Определения термина из разных документов: аромат … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от лат. describere описывать) описание, описательное высказывание, являющееся истинным или ложным; дескриптивный описательный. Противоположность прескрипция, предписание. Напр., дескриптивная этика этика, дающая чистое описание моральной жизни и … Философская энциклопедия