Образование новых органов власти. двоевластие

Временное правительство Вре́менное прави́тельство

в России, сформировано после Февральской революции 1917 и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган, выполняло также законодательные функции. Действовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917; сменилось 4 состава Временного правительства: 1-й состав (2 октябриста, 8 кадетов и примыкающих к ним, 1 трудовик, затем - эсер; председатель - кадет Г. Е. Львов) до 6(19) мая; 2-й (1 октябрист, 8 кадетов и примыкающих, 3 эсера, 2 меньшевика; председатель - Львов) - до 24 июля (6 августа); 3-й (7 кадетов и примыкающих, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика; председатель - эсер А. Ф. Керенский) - до 1(14) сентября (передал власть «Директории»); 4-й (6 кадетов и примыкающих, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных; председатель - Керенский) - с 25 сентября (8 октября). В своей программе, изложенной в декларации [опубликована 3(16) марта] и обращении к гражданам России 6(19) марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами Антанты. Узаконило разгром аппарата полиции, арест членов Совета министров, упразднило политическую каторгу и ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало ввести политические свободы, созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1(14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто в ходе вооруженного восстания, организованного большевиками в октябре 1917.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

ВРЕ́МЕННОЕ ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО - высший орган государственной власти и управления в России (см. РОССИЯ (государство)) со 2 (15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года; возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.
Идея создания правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) «общественного доверия» или «национальной обороны» появилась в середине 1915 года, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму Прогрессивный блок. Только в августе 1915 года было составлено шесть списков кандидатов в это правительство, в четырех из которых его главой значился князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза. Предполагалось, что правительство, составленное из представителей парламентских партий, будет более дееспособным, чем министры, назначаемые императором Николаем II Александровичем по собственному выбору.
Образование Временного правительства
В первый состав Временного правительства вошли министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е. Львов (см. ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич) , министры: иностранных дел - П.Н. Милюков (кадет), военный и морской - А.И. Гучков (октябрист), путей сообщений - Н.В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности - А.И. Коновалов (прогрессист), финансов - М.И. Терещенко (внепартийный), просвещения - А.А. Мануйлов (кадет), земледелия - А.И. Шингарев (кадет), юстиции - А.Ф. Керенский (трудовик, с марта - эсер), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов (центр), государственный контролер - И.В. Годнев (октябрист). Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов П.Н. Милюков и лидер октябристов А.И. Гучков. Уже в ходе формирования Временного правительства пришлось учитывать мнение возникшего в Петрограде Совета рабочих и солдатских депутатов. В частности, рассматривался вопрос о введении должности министра труда, который бы занял лидер Петроградского совета Н.С. Чхеидзе. В ходе Февральской революции руководство Советов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно перетекала в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11 (24) марта - Великобритании и Франции.
Свою программу Временное правительство изложило в декларации (см. ДЕКЛАРАЦИЯ (документ)) , опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Временное правительство провозгласило начало подготовки к созыву Учредительного собрания, ряд демократических свобод, политическую амнистию, замену полиции народной милицией. Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнять договоры и соглашения, заключенные царем с союзными державами. Ничего не было сказано о восьмичасовом рабочем дне, об аграрной реформе, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.
12 (25) апреля был принят закон (см. ЗАКОН (в праве)) о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель (12 (25) марта) и удельных земель (16 (29) марта). 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) в специальном воззвании Временное правительство признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11 (24) апреля был издан закон «Об охране посевов», гарантировавший возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях подготовки материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты.
Стремясь сохранить единство Российского государства Временное правительство отказалось признать право на самоопределение и на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина) до решения этого вопроса Учредительным собранием (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) . Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта за Польшей. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовал повсюду возникшие фабрично-заводские комитеты. В продовольственной политике Временное правительство 25 марта (7 апреля) декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило 8 (21) марта о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. В области внешней политики проводился курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.
Августовский и Июльский кризисы
Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы. Апрельский кризис (см. АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС) привел к созданию 5 (18) мая первого коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительство вышли П.Н. Милюков и А.И. Гучков, а в правительство, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли министр-председатель и министр внутренних дел - Г.Е. Львов, министры: военный и морской - А.Ф.Керенский, юстиции - П.Н. Переверзев (трудовик), иностранных дел - М.И. Терещенко, путей сообщения - Н.В. Некрасов, торговли и промышленности - А.И. Коновалов, народного просвещения - А.А. Мануйлов, финансов - А.И. Шингарев, земледелия - В.М. Чернов (эсер), почт и телеграфов - И.Г. Церетели (меньшевик), труда - М.И. Скобелев (меньшевик), продовольствия - А.В. Пешехонов (народный социалист), государственного призрения - князь Д.И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов, государственный контролер - И.В. Годнев.
Отказ Временного правительства возобновить деятельность Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) , противостояние с Временным комитетом Государственной думы породило проблему легитимности правительства. Вынужденное разрушить правоохранительную систему, Временное правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Оно не смогло опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от различных политических сил. Временное правительство передало местную власть специально созданному институту комиссаров. В апреле Г.Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы в обществе. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов Временного правительства - Советы.
18 июня (1 июля) Временное правительство бросило в наступление на Юго-Западном фронте не желавшую воевать армию. Временное правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) , неудачная попытка большевиков перехватить власть во время демонстраций вооруженных солдат, матросов и рабочих 3-5 июля вызвали новый правительственный кризис.
Июльский кризис привел к ликвидации двоевластия в стране. 2 (15) июля группа министров-кадетов - А.И. Шингарев, А.А. Мануйлов и Д.И. Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушел в отставку глава Временного правительства - князь Г.Е. Львов. Министром-председателем был назначен А.Ф. Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистское руководство ЦИК Советов объявило правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Петроград был объявлен на военном положении, начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля Временное правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И. Ленина. В тот же день было принято постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены военно-революционные суды по образцу царских военно-полевых судов. В декларации от 8 (21) июля Временное правительство обещало приступить к социально-экономическим реформам, но выполнить обещания не смогло.
24 июля (6 августа) было сформировано второе коалиционное правительство. В состав его вошли министр-председатель, военный и морской министр - А.Ф. Керенский (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович) , заместитель председателя и министр финансов - Н.В. Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел - Н. Д. Авксентьев (эсер), иностранных дел - М.И Терещенко, юстиции - А.С. Зарудный (народный социалист), просвещения - С.Ф. Ольденбург (кадет), торговли и промышленности - С.Н. Прокопович (нефракционный социал-демократ), земледелия - В.М. Чернов, почт и телеграфов - А.М. Никитин (меньшевик), труда - М.И. Скобелев, продовольствия - А.В. Пешехонов, государственного призрения - И.Н. Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения - П.П. Юренев (кадет), обер-прокурор Синода - А.В. Карташев (кадет), государственный контролер - Ф.Ф. Кокошкин (кадет).
Корниловский мятеж и Октябрьская революция

3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов (см. КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич) потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления порядка в тылу и на фронте. Пытаясь найти политическую опору, Временной правительство созвало 12 (25) августа Государственное совещание в Москве. Лидером правых контрреволюционных сил стал Л.Г. Корнилов, который 25 августа (7 сентября) двинул войска на Петроград. Корниловский мятеж был подавлен с привлечением отрядов Красной Гвардии. Новый кризис правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 1 (14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или Директории. В ее состав вошли министр-председатель - А.Ф. Керенский, министр иностранных дел - М.И. Терещенко, военный министр - А.И. Верховский, назначенный 30 августа (12 сентября), морской министр - Д.Н. Вердеревский, назначенный 30 августа (12 сентября), министр почт и телеграфов - А.М. Никитин. Демократические совещание 14-22 сентября (27 сентября - 5 октября) было созвано с целью решить вопрос об организации власти, но не смогло это сделать.
25 сентября (8 октября) было сформировано третье коалиционное правительство, в которое вошли министр-председатель и верховный главнокомандующий (см. ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ) - А.Ф. Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности - А.И. Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - М.И. Терещенко, военный - А.И. Верховский, морской - Д.Н. Вердеревский (оба беспартийные), труда - К.А. Гвоздев (меньшевик), юстиции - П.Н. Малянтович (меньшевик), продовольствия - С.Н. Прокопович, финансов - М.В. Бернацкий, просвещения - С.С. Салазкин, призрения - Н. М. Кишкин (кадет), почт и телеграфов - А.М. Никитин, государственного контроля - С.А. Смирнов (кадет), исповеданий - А.В. Карташев, путей сообщения - А.В. Ливеровский, председатель экономического совета - С.Н. Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен эсер С.Л. Маслов. 7 (20) октября был созван Временный совет Российской республики (Предпарламент), который имел целью предотвратить развал государственной власти, направить развитие страны по пути парламентаризма.
Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились лишь в начале декабря 1917 года, а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1 марта 1918 года. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) и переходу власти в руки Советов.
Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство активно печатало бумажные деньги; в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ) к октябрю 1917 года достиг 50 млрд. рублей. В условиях кризиса власти партия большевиков во главе с В.И. Лениным приступила к насильственному захвату власти. В ходе Октябрьского вооруженного восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 ч 10 мин Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь А.Ф. Керенскому удалось бежать из столицы утром 25 октября (7 ноября). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к советам и создал первое советское правительство во главе с Лениным.
Состав министров Временного правительства
Все составы Временного правительства формировались на коалиционной основе. Всего во всех составах правительства участвовало 39 человек. В целом преобладали либерально мыслящие деятели, что отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики. Пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой работы на перспективу выполнить не могли.
Шестнадцать министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов (И.В. Годнев, А.И. Гучков, И.Н. Ефремов, А.Ф. Керенский, Ф.Ф. Кокошкин, Ф.И. Родичев, П.Н. Милюков, И.Г. Церетели, В.Н. Львов, А.И. Шингарев), руководили фракциями и думскими комиссиями. Восемнадцать человек избирались гласными (см. ГЛАСНЫЕ (в истории)) земств и городских дум. 31 человек имели высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое - С.С. Салазкин и А.И. Шингарев - имели два высших образования, окончив физико-математический и медицинский факультеты. Среди членов правительства были академик С.Ф. Ольденбург, три профессора (А.А. Мануйлов, Н.В. Некрасов, С.С. Салазкин), пять приват-доцентов (М.В. Бернацкий, И.В. Годнев, А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, П.Н. Милюков).
Большинство министров были юристами - 11 человек, врачей, экономистов и инженеров - по четыре, военных - трое, пять человек закончили историко-филологический факультет. По роду занятий на первом месте стояли преподаватели вузов - 8 человек, далее шли промышленники (5), адвокаты (4), землевладельцы (3). Для шестерых министров главным делом жизни была нелегальная партийная работа. Большинство членов Временного правительства находилось в конфликте с самодержавной властью. Десять человек (Н.Д. Авксентьев, К.Л. Гвоздев, П.П. Маслов, П.Н. Милюков, А.М. Никитин, С.Н. Прокопович, С.С. Салазкин, М.И. Скобелев, И.Г. Церетели, В.М. Чернов) прошли через тюрьмы и ссылки, шестеро исключались из учебных заведений (Н.Д. Авксентьев, А.И. Верховский, П.П. Маслов, А.В. Пешехонов, И.Г. Церетели, В.М. Чернов), пять человек лишались права преподавания или были вынуждены оставлять работу в учебных заведениях (А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, А.А. Мануйлов, П.Н. Милюков, С.С. Салазкин), трое (Ф.Ф. Кокошкин, А.В. Пешехонов, Ф.И. Родичев) подвергались административным преследованиям.
По сословной принадлежности 21 человек были дворянами (см. ДВОРЯНСТВО) , в том числе трое (Г.Е. Львов, И.Г. Церетели, Д.И. Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были К.Л. Гвоздев и А.В. Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были И.В. Годнев и Ф.И. Родичев, самыми молодыми (31 год) - А.И. Верховский и М.И. Терещенко. Двенадцать министров входили в состав масонских организаций.
Дальнейшая судьба членов Временного правительства отразила отношение к революции российской интеллигенции. Шестнадцать бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Д.Н. Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, А.В. Пешехонов работал консультантом в торговом представительстве СССР в Прибалтике, С.Н. Третьяков сотрудничал в эмиграции с советской разведкой и был казнен фашистами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Временное правительство" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Временное правительство - в России, первое демократическое правительство, образованное после свержения императора Николая II. Сформировано после Февральской революции Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, сформировано в ходе Февральской революции, после отречения императора Николая II, Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания.… … Русская история

Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль

– Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была создана

чрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенных

царскими министрами и чиновниками.

На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность –

комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашения

между рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.

Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания.

На местах стали создаваться земельные комитеты.

Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органов

сыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской и

дезорганизованной.

Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения и

продолжило участие в войне на стороне Антанты.

До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временным

правительством и не претендовали на властные функции.

При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которые

стали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основного

принципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенному

развалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт и

участвовать в военных действиях.

К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.

Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директории

переходила вся полнота власти.

партии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.

Из всего следует:

1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но были

созданы все условия для взрыва, который был использован большевиками для

взятия власти.

2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:

Либерально-демократический путь;

Генеральско-диктаторский;

Однородно-социалистический;

Большевистский;

Леворадикальный.

Большевистский путь развития осуществился в результате экономического и

политического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализации

правых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергия

Ленина и Троцкого.

16. Организация новых органов власти в октябре 17г –июне 18г.

международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти

подорвать сложившуюся мировую систему государств.

землю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматривалась

передача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. На

каждого крестьянина по 2 –3 десятины.

Провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.

Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.

Отмена всех национально-религиозных ограничений.

машины и создание новых органов центрального управления.

Упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК

(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был

Каменев, позже – Свердлов.

Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) –

Ленин. Было создано 15 наркоматов.

Высшим органом революционной власти стали Советы.

Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился и

Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах стали

действовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22

комиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.

Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр.

гвардии и на добровольных началах.

отменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялись

гражданами Советской республики.

опасности захвата города антибольшевистскими силами.

Декреты по экономическим вопросам.

нежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.

хозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельности

государства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями.

ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать,

опечатывать любое предприятие.

под контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческая

временного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнего

Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственные

шаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране.

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. ДВОЕВЛАСТИЕ.

Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.

3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ.

Расстановка политических сил.

После февральской революции расстановка политических сил в стране резко изменилась. Монархические партии прекратили существование.

Резко упала популярность октябристов.

Столь же резко пошла в гору партия кадетов (Конституционно-демократическая партия). Она стала правящей.

Социалистические партии вышли из подполья и начали быстро обретать популярность. В первую очередь речь о меньшевиках и эсерах. Численность двух партий постоянно росла: к марту в рядах эсеров было уже более полумиллиона человек, меньшевиков – более 100 тысяч членов. Именно меньшевики и эсеры создали Петроградский Совет, а затем и возглавили его.

Весьма скромными были достижения большевиков: в Петрограде в их рядах состояло лишь несколько сот человек, а всего по стране ее численность составляла чуть более 20 тысяч человек. Многие руководители партии находились в тюрьмах и в эмиграции. У большевиков была небольшая фракция в Петроградском Совете, которая до апреля в целом разделяла позиции меньшевиков и эсеров.

Позиция меньшевиков и эсеров.

Меньшевики и эсеры считали, что социализм в России пока невозможен. Для этого, по их мнению, в стране еще слишком низкий уровень производства, низкий культурный уровень, а пролетариат еще не составляет большинство населения. Меньшевики и эсеры пришли к выводу, что главное сейчас – завершить буржуазно-демократические преобразования. И возглавлять их должна либеральная буржуазия. Именно поэтому Советы и передали власть Временному правительству. Кроме того, высока была вероятность гражданской войны; чтобы предотвратить ее, необходимы консолидация всех политических сил и грамотное управление страной. Эту задачу, по мнению социалистов, лучше всех могло опять-таки решить Временное правительство. Свою же задачу Советы видели в том, чтобы контролировать деятельность Временного правительства.

Позиция большевиков. Апрельские тезисы.

Большевики в первое время разделяли позиции ведущих социалистических партий. Но все изменилось в апреле 1917 года, когда из эмиграции вернулся их лидер В.И.Ленин. Он выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами» , в которых подверг резкой критике деятельность Временного правительства. По его мнению, вся полнота власти должна быть, наоборот, передана Советам, а двоевластие необходимо ликвидировать. В первую очередь должны быть решены вопросы о мире и земле. Поскольку меньшевики и эсеры откладывают решение этих вопросов, то их популярность быстро упадет – и тогда большевики через выборы мирным путем смогут прийти в Советы и возглавить их работу. Главной задачей Ленин считал организацию социалистической революции.

КРИЗИСЫ ВЛАСТИ.

Апрельский кризис.

В апреле Временное правительство в ноте, адресованной военным союзникам, подтвердило, что Россия продолжит участие в мировой войне «до решительной победы». В ответ по стране прокатились антивоенные демонстрации. Глава МИД Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку. Произошел первый кризис власти.

В мае было создано коалиционное правительство, в которое вошли 10 министров от буржуазных партий и 6 министров-социалистов.

Июньский кризис.

3 июня открылся I Всероссийский съезд Советов, на котором меньшевики обладали подавляющим большинством. Съезд объявил о доверии Временному правительству. Было решено провести массовую демонстрацию в поддержку решений съезда.

Демонстрация прошла в Петрограде 18 июня . Однако благодаря усилиям большевиков и вопреки ожиданиям ее организаторов, главным лозунгом демонстрации стал лозунг «Вся власть Советам!». Массовые антиправительственные выступления состоялись и во многих других городах страны. Разразился второй кризис власти.

Июльский кризис. Конец двоевластия. Государственное совещание. Выступление Корнилова.

Чтобы преодолеть кризис власти и поднять ее авторитет, Временное правительство организовало наступление на фронте. Однако оно захлебнулось. Это стало причиной третьего кризиса власти.

5 июля Временное правительство при поддержке Петроградского Совета перебросило некоторые воинские части с фронта в Петроград. Антиправительственные выступления были подавлены, некоторые руководители большевиков арестованы. Ленин скрылся в Финляндии. Он пришел к выводу, что Советы капитулировали перед Временным правительством и двоевластие закончилось. Ленин потребовал снять лозунг «Вся власть Советам!». В сложившихся условиях он потерял актуальность.

28 июля был сформирован состав второго коалиционного Временного правительства. В него вошли 7 социалистов и 8 представителей кадетов. Правительство возглавил Керенский.

12 августа по предложению Керенского в Москве открылось Государственное совещание, в котором приняли участие все политические силы страны. Большевики совещание бойкотировали. Цель совещания – предотвратить гражданскую войну и покончить с беспорядками в стране.

Было решено установить военную диктатуру. С этой целью Временное правительство обратилось за поддержкой к генералу Л.Г.Корнилову, войска которого могли бы обеспечить порядок в столице. Но в последний момент Керенский испугался, что на посту диктатора может оказаться не он, а Корнилов. Он объявил генерала изменником, стремящимся захватить власть, и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов отказался подчиниться и двинул войска на Петроград. Навстречу им выступили вооруженные рабочие дружины и отряды Красной армии, созданные Советами. А в войска противника были направлены агитаторы. В результате войска Корнилова были остановлены без единого выстрела. Корнилов арестован.

Верховным главнокомандующим стал Керенский. В сентябре он создал Директорию («Совет пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса.

«Это - та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».

П. Н. Милюков

К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис. Экономическая разруха, порождённая войной, обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием, всё это привело в феврале 1917 г. к революционному восстанию.

17 февраля (2 марта) в Петрограде на Путиловском заводе по причине продуктового дефицита началась забастовка рабочих. 23 февраля (8 марта) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. Через несколько дней массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку (охватившую 305 тыс. человек), которая от экономических требований перешла к политическим: «Долой самодержавие!», «Долой войну!».

27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т.п.).

В этот же день, 27 февраля (12 марта), был образован Петроградский совет рабочих депутатов, избравший свой Исполнительный комитет. Большинство и в Совете, и в Исполкоме, состоявшем из 15 человек, принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Государственной думы Н. С. Чхеидзе, заместителями председателя - эсер А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли А. Г. Шляпников и П. А. Залуцкий. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений. Первым было постановление об изъятии финансовых средств царской власти и установлении контроля над ними. Затем, 1 (14) марта Совет издал знаменитый Приказ № 1, предусматривавший создание в воинских частях выборных солдатских комитетов и передававший в их распоряжение всё оружие; согласно этому приказу Петроградский гарнизон выводился из подчинения старому командованию.

Одновременно с образованием Петроградского совета лидеры буржуазных партий в Государственной Думе создали Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями под председательством М. В. Родзянко. Во Временный комитет вошли представители всех фракций Думы, за исключением правомонархических: М. В. Родзянко (председатель Думы, земец-октябрист), Н. В. Некрасов (кадет), И. И. Дмитрюков (секретарь Думы, левый октябрист), В. А. Ржевский (прогрессист), Н. С. Чхеидзе (одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ), А. Ф. Керенский (одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик), П. Н. Милюков (кадет), А. И. Коновалов (прогрессист), М. А. Караулов (независимый), С. И. Шидловский (председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов), В. В. Шульгин (лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе) и В. Н. Львов (председатель думской фракции Центра), Б. А. Энгельгардт (комендант петроградского гарнизона).

Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий - кадетов, октябристов и прогрессистов. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г. Е. Львов - член Московского комитета партии прогрессистов. В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Н. Гучков (военный и морской министр), эсер А. Ф. Керенский (министр юстиции), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), М. И. Терещенко (министр финансов).

Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. под давлением революционных масс император Николай II отрёкся от престола в пользу брата Михаила Александровича, который отказался от власти, оставив вопрос о ней на усмотрение Учредительного собрания .

Таким образом, после свержения самодержавия в ходе Февральской революции в стране установилось двоевластие. Первую ветвь власти - буржуазно-демократическую, представляло Временное правительство, вторую - революционно-демократическую - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Новая власть провозгласила в России политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций). Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлялась политическая амнистия, явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день.

Лит.: Алуф И. А. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 // Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977; Бурджалов Э. Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. М., 1967; Нефёдов С. А. Февраль 1917 года: власть, общество, хлеб и революция // Уральский исторический вестник. 2005. № 10-11. С. 112-123.

См. также в Президентской библиотеке:

Обращение Временного правительства к народу. 1917 ;

Февральская революция: Мемуары. М. ; Л., 1926 ;

Положение о выборах в Учредительное собрание, проект наказа о применении данного положения, объяснительные записки особого совещания по выработке проекта положения о выборах в Учредительное Собрание, по вопросу о числе и распределении по избирательным округам депутатских мест. 1917 ;

Сведения о составе министров Временного правительства, Совета Министров и Государственной Думы. 1917 .

Февральская революция полностью изменила как общественный, так и политический строй бывшей Российской империи. Были упразднены многие властные структуры, началась серьезная реформация бюрократического аппарата. На первых порах все это иной раз приводило к весьма примечательным, странным Идеальным примером является двоевластие в России 1917 г. О его причинах и итогах следует поговорить отдельно.

Что это такое?

В результате революции Россией стал править весьма своеобразный аппарат, который был образован Временным правительством и Советом рабочих и солдатских депутатов. К тому времени в входило десять человек: четверо кадетов, два октябриста, по одному прогрессисту и эсеру, а также один представитель от Земского совета и один беспартийный член. В состав же Совета входили преимущественно эсеры и меньшевики. Они считали, что их орган еще совершенно не готов к управлению государством, а потому должен ограничиться надзором за действиями Правительства.

Итак, Двоевластие в России 1917 г. - это система государственного управления, при которой власть была распределена между двумя органами: Временным правительством и Советом рабоче-крестьянских депутатов. Чисто теоретически, такая схема предполагала взаимный контроль и недопущение «перегибов», выгодных только каким-то определенным социальным слоям. На практике все получилось не так хорошо.

Причины

Кстати, а почему вообще возникло двоевластие в России 1917 г.? Причины этого довольно банальны. Во-первых, мы уже отмечали, что все политические силы в России того времени страстно желали власти, но договариваться между собой у них решительно не получалось.

Кроме того, налицо было полное нежелание нести за свои поступки ответственность. Не правда ли, знакомая ситуация? К примеру, никто не мог решиться вывести страну из войны, хотя ее бесперспективность уже давно понимали все слои общества. Пока двоевластие в России 1917 г. существовало, не было сделано практически ничего и для реальной передачи земли крестьянам, чего те дожидались аж с 1861 года. Естественно, что все это настраивало народ против Временного правительства и Совета.

В Правительстве превалировали две точки зрения на отношение к социалистическому Совету. Обе они были схожи: в первом случае депутаты считали, что нельзя идти на уступки вообще, во втором - что следует постепенно перехватить все управленческие инициативы. Но в реальности игнорировать Совет было полностью невозможно, так как он опирался на поддержку вооруженного народа.

А потому в декларации, которая была принята 1917 года, совместно с ним была утверждена полная политическая амнистия, провозглашена гражданская свобода и отмена высшей меры наказания, запрещалась сословная и классовая дискриминация, а также сообщалось о созыве Учредительного собрания.

Противоречия в Мартовской декларации

Грубая ошибка, которую допустило двоевластие в России 1917 г, была в том, что члены этих управленческих органов ни словом не обмолвились ни о прекращении бессмысленной войны, ни о конфискации земель помещиков. Кроме того, обещанного провозглашения демократической Республики также не произошло. Не в последнюю очередь связано это было с тем, что Временное правительство стремилось во что бы то ни стало сосредоточить всю государственную власть в своих руках.

Какой была государственная структура в первое время после Февральской революции?

Первоначально старый управленческий аппарат был полностью сохранен. На место губернаторов были посажены доверенные комиссары Правительства. Законодательство в полной мере осталось прежним. Полиция была заменена на народную милицию. В первое время народ с доверием относился к Временному правительству, так как люди верили, что его члены наконец-то прекратят войну и выведут страну из кризиса.

Итак, двоевластие в России. 1917 год на дворе, в стране куча нерешенных социальных и экономических проблем. Ресурсы для их решения имелись, практически все социальные слои были за новые власти, так как царское правительство в последние годы вообще ничего не делало, быстро и решительно доводя страну до кризиса. Но почему ничего не получилось и у Временного правительства?

Ошибки управления

Решение наиболее насущного вопроса о земле откладывалось до последнего, вплоть до созыва А потому не приходится удивляться, что для большинства населения Правительство снова стало враждебным и чуждым. Напряжение нарастало, после чего начались

18 апреля П. Н. Милюков, в ту пору являвшийся министром иностранных дел, в послании союзникам сообщил, что Россия, несмотря ни на что, намерена «воевать до победного конца». Народ тысячами вышел на акции протеста, не желая отправки своих родных и близких на опостылевшую всем войну. Милюков и министр обороны А. И. Гучков тут же были отправлены в отставку. Уже в начале мая в состав Временного правительства входят несколько меньшевиков и эсеров.

Коалиционное правительство

Это время коалиционного правления, когда страной управляли «10 капиталистов» и «шесть социалистов». Впрочем, всех проблем даже это решить уже не могло. В таких условиях зарождались крайне благоприятные условия для поддержки народом большевизма. 3 июня 1917 на Первом Всесоюзном съезде Советов выступал Ленин В. И., который к тому времени уже вернулся из ссылки.

Он сказал, что его партия, видя творящийся в стране бардак, готова взять всю власть в свои руки и навести порядок. Таким образом, двоевластие в России 1917 г. все стремительнее начинало терять поддержку всех слоев населения. Политика Правительства и Совета не нравилась никому.

Направление - на диктатуру!

Меньшевикам и эсерам досталось особенно сильно, так как они «сотрудничали с буржуазией» в лице Временного правительства. В рабочей среде у большевиков появляется все больше и больше сторонников. События, произошедшие 18 июня, продемонстрировали это особенно ярко. На этот день Совет запланировал акцию в поддержку Временного правительства. Большевики среагировали на столь явную угрозу моментально, созвав рабочих на «стихийный» митинг.

В одном только Петербурге на улицы вышли не менее пятисот тысяч человек, которые «несли в массы» известные каждому лозунги: «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!», «Долой войну!».

Неудачи на фронте

Кризис Правительства был не за горами, но в то время началось наступление русских войск на Юго-Западном фронте. Всего через десять дней оно полностью захлебнулось, потери России были огромными. По разрозненным архивным сводкам можно сделать вывод, что погибли порядка 60 тысяч солдат. Настает новый

Восьмого июля в ЦК кадетов принято решение о полном выходе из состава «коллаборационистского правительства», которое в то время уже вовсю вело переговоры с националистическими партиями Украины, договариваясь об условиях выхода этой новоявленной страны из состава России.

Вскоре на улицах Петербурга уже снова бурлили многотысячные демонстрации, проходившие под лозунгами передачи всей власти большевикам. На сей раз ситуация осложнялась тем, что среди людей было много вооруженных солдат и матросов. Вообще, двоевластие в России 1917 года существовало во многом благодаря вере народа в то, что его депутаты сумеют прекратить войну. Когда этого не произошло, доверие электората было потеряно сразу.

Закат двоевластия

Правительство приняло роковое решение о необходимости применения силы. Было убито не менее 700 человек, а государственное управление постепенно начинает скатываться к банальной диктатуре. Было введено из столицы спешно выводились воинские части, полностью были закрыты практически все радикальные газеты.

Второе коалиционное правительство

Издается постановление о скорейшем аресте В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева, которые на ту пору возглавляли партию большевиков. 24 июля было сформирована «вторая редакция» коалиционного правительства, в состав которого на сей раз вошли восемь «капиталистов» и семь «социалистов». Премьер-министром нового органа власти становится небезызвестный А. Ф. Керенский.

Из-за чего случились социальные потрясения, благодаря которым закончилось двоевластие в России 1917 г.? Таблица кратко описывает как случившиеся до того времени три кризиса, так и причины, которые к ним привели.

Сравнительная таблица причин народных выступлений

Объекты сравнения

Апрельский кризис

Июньский кризис

Июльский кризис

Причины произошедшего

Противоречия между разными политическими силами в управлении страны

Тяжелое положение во всех сферах экономики, промышленности и сельского хозяйства

Полный провал наступления на юго-западном направлении

Формальный повод для начала манифестаций

Заявление министра иностранных дел «О войне до победного конца»

Подготовка наступательных операций «для подъема патриотического самосознания»

Огромные потери, начало сепаратистского движения во многих субъектах бывшей империи

Форма «народных протестов»

Демонстрации антивоенного характера

Демонстрации с привлечением солдат и матросов

Вооруженные манифестации

Основные лозунги

«Долой Милюкова», то есть министра иностранных дел

«Долой войну», «Вся власть - Советам»

«Вся власть - Советам»

Фактически, двоевластие в России 1917 г. на этом и закончилось, так как после создания этого правительства государство фактически возглавляли меньшевики. Проще говоря, о каком-то разделении властных полномочий речи уже не шло. Итак, к чему же привело двоевластие в России 1917 г.? Итоги были неутешительны:

  • В стране назревал грандиозный социальный кризис.
  • Армия и флот были явно не на стороне правительства.
  • Вывести страну из войны никто так и не решился.
  • Земля крестьянам передана не была.
  • Нужных социальных и экономических реформ народ так и не дождался.

Вообще, двоевластие в России 1917 г., схема которого неоднократно приводилась выше, есть прекрасный пример того, как слабые и неуверенные в себе политические силы, которые «дорвались» до власти, оказываются не в состоянии сделать что-то действительно полезное. Большевики тем и пленили сердца людей, что предпочитали не только разглагольствовать, но и действовали.

Именно они прекратили-таки участие России в войне, хотя и сделали это путем «Позорного Брестского мира», о чем прямо говорил сам Ленин. Впрочем, наступление относительного спокойствия и передышка для страны того стоили. Надеемся, вы узнали о тех факторах, которые навсегда прекратили двоевластие в России 1917 г. Таблица, которую мы привели выше, описывает основные причины.

Мятеж Корнилова

После того как двоевластие было ликвидировано, была предпринята попытка сплотить все политические силы в стране, с тем чтобы не допустить ее сползания к хаосу гражданской войны. В середине августа проходило Большое Государственное собрание, в котором принимали участие все политические силы страны. Кроме большевиков. Увы, но попытка договориться не удалась в который раз: меньшевики ратовали за проведение реальных реформ и сосуществование с Советом, буржуазия же настаивала на диктатуре и окончательной ликвидации всех социалистов.

В этих условиях стал возможен военный переворот, «у руля» которого стоял генерал Л. Г. Корнилов. Его программа предусматривала не только полную ликвидацию вождей большевизма, но и мобилизационные меры в экономике, восстановление смертной казни на флоте и в армии. Последнее было необходимо для того чтобы остановить стремительно развивающееся разложение войск. Корнилов просчитался: против него поднялись практически все политические партии, которым совсем не импонировало восстановление царской диктатуры. В течение недели мятеж был подавлен.

Если вы внимательно читали первую часть статьи, то наверняка помните, что двоевластие в России 1917 г. закончилось в следствие нерешительности депутатов Советов и Временного правительства. Тем же обусловлены и последующие события: получив, наконец-то, реальную власть, все политические партии впали в апатию. Их членам уже ничего не было нужно, а потому большевики легко захватили государственное управление в свои руки, пользуясь полной поддержкой уставшего от всего этого народа.