Нормы русского литературного языка: учебное пособие.

Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому.

Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс ) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную*: ГАО (Главная астрономическая обсерватория ) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет ) – м.р.; ОЧУ (оптическое читающее устройство ) – ср.р. и т.п.

Звуковые аббревиатуры (читаются по звукам, как обычные слова) относятся в большинстве своем к мужскому роду как кончающиеся на согласную (аббревиатуры на гласную нужно раскладывать): "ТАСС уполномочен заявить" (название фильма), "старейший вуз " и т.д.

Вместе с тем все-таки немалое количество звуковых аббревиатур на согласную имеет род, не соответствующийих морфологическому типу (из наиболее известных – АЭС, ГРЭС, ГЭС, они женского рода), поэтому в случае сомнений полезно обратиться к "Словарю сокращений русского языка" под ред. Д.И. Алексеева (1-е изд. 1963).

Смотрите также:

«Русский язык и культура речи ». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи . Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи .

Русский язык и культура речи . Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых ...

Русский язык и культура речи . Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке .Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование...

Русский язык и культура речи . Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи . Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи . Речь , ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в...

Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию, так же как и названия органов печати: Капри привлекал туристов (остров). «Таймс» писала (газета).

4) Род сложносокращённых слов (аббревиатур)

Сложносокращённые слова (аббревиатуры), образованные посредством соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой род по роду ведущего (стержневого) слова составного наименования: ООН (Организация Объединенных Наций) – ж. р.; ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) – м. р.

Многие аббревиатуры на твердый согласный, которые по ведущему слову квалифицировались как существительные женского и среднего рода, в употреблении приобретают родовую форму мужского рода: вуз, МВД, ТАСС, ДОСААФ, ЗАГС и др.

5) Названия лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию

Эти названия сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда они относятся к женщине (геолог, директор, доцент, генерал), так как долгое время носителями этих профессий и званий были только мужчины. Для обозначения пола в этих случаях часто используется смысловое согласование глагола – сказуемого в прошедшем времени (Терапевт Николаева закончила приём).

Параллельные названия легко образуются, если данная специальность (профессия, род занятий) в равной мере связана с женским и мужским трудом (продавец – продавщица, санитар – санитарка), а также если эти названия относятся к области спорта, искусства, связаны с отношением к общественной организации (спортсмен – спортсменка, певец – певица, гражданин – гражданка, коммунист – коммунистка).

Очень часто парные наименования женского рода не нейтральны, а имеют разговорную стилистическую окраску. Это слова на – ша, – иха. Им присущ подчёркнуто пренебрежительный оттенок (библиотекарша, врачиха). Для официального обозначения рода занятий, профессий женщин (например, в анкете) предпочтительнее существительные мужского рода (аспирант, лаборант).

Тем не менее в языке усилились колебания в формах согласования, в устной речи стали возможными такие варианты: молодая физик Яковлева – молодой физик Яковлева; первая женщина-космонавт Терешкова – советский космонавт Терешкова.

2. Именительно-винительный падеж множественного числа мужского рода

Колебания нормы и случаи двоякого выбора наблюдаются в окончаниях именительно-винительного падежа множественного числа мужского рода. Можно или нельзя сказать офицер а, инжене ра, токаря, лекаря, профессоры, докторы?

В современном русском языке существует уже довольно многочисленная группа слов, в которых окончание – ы/-и вытеснено окончанием – а/-я: адрес – адреса, берег – берега, доктор – доктора, директор – директор а, катер – катер а, округ – округ а, ордер – ордер а, паспорт – паспорт а, профессор – профессор а, сорт – сорт а, жёлоб – желоб а, череп – череп а, сторож – сторож а, вексель – вексел я и др.

С другой стороны, русский литературный язык допускает формы с окончанием – ы/-и и с окончанием – а/-я в словах: инспекторы – инспектора, слесари – слесаря, якори – якоря, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, лагери – лагеря, отпуски – отпуска, секторы – сектора, редакторы – редактора, флигели – флигеля, возы – воза и др.

При этом следует иметь в виду, что в книжных стилях предпочтение отдается окончанию – ы, а в разговорном допускается использование окончания – а.

Окончания – ы, – а могут выступать в роли словообразовательного средства – для различения разных слов, имеющих одну и ту же основу: хлебы в печи – хлеба с полей, электрические провода – проводы в армию, цвет а (окраска) – цвет ы (на клумбе) и др.

3. Родительный падеж множественного числа существительных

Определенные трудности вызывает употребление форм родительного падежа множественного числа имён существительных. К

существительным, вызывающим сомнения при выборе окончаний в родительном падеже множественного числа, относятся имена существительные, основа которых завершается на – ин: грузин, армянин, вологжанин.

Эти существительные обозначают национальность человека, его связь с определённой территорией, с тем или иным городом. Эти слова в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание: вошёл грузин – приехало много грузин. Кроме того, в этой форме может выпадать суффикс основы – ин: армянин знает русский язык – нет армян; южанин говорил с акцентом – в городе немало южан.

Нулевое окончание имеют, как правило, и существительные среднего рода: вещество – веществ, место – мест, дело – дел, яблоко – яблок, плечо – плеч. Правда, есть исключения: плечико – плечиков, дно – доньев, полено – поленьев, очко – очков, облака – облаков.

Нулевое окончание также имеют те существительные мужского рода, которые трудно отнести к той или иной классификации: один аршин – много аршин, один валенок – много валенок, один гусар – много гусар, драгун, партизан, солдат, раз, погон, сапог, чулок (носков).

Кроме того, следует запомнить формы: один апельсин – много апельсинов, один баклажан – много баклажанов, мандаринов, помидоров, гектаров, граммов, килограммов.

А также: брызги – брызг, жабры – жабер, именины – именин, макароны – макарон, хоромы – хором, шаровары – шаровар, будни – будней, грабли – грабель, граблей, гусли – гуслей, ясли – яслей.

Нормы употребления имен числительных

1. Для обозначения количества преимущественно используются количественные числительные (например, пять комнат, десять негритят и т. д.). В некоторых случаях для обозначения количества используются наряду с количественными числительными собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро; двумя последними числительными практически не пользуются).

Собирательные числительные употребляются:

а) с существительными мужского и общего рода: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток;

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их пятеро;

д) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое военных; трое больных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трёх суток.

Необходимо запомнить, что собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими животных (нельзя сказать: трое волков).

2. При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими, обеим и т. д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот, можно: у тех и других ворот.

3. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительными. Например: Серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: В пособии триста шестьдесят семь рисунков.

4. При смешанном числе существительным управляет дробь и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: пять и три пятых метра, но: пять метров; семь и две третьих килограмма, но: семь килограммов.


Род склоняемых сложносокращенных слов определяется грамматически. Гак, слово вуз (высшее учебное заведение) -мужского рода (оканчивается на твердый согласный), Днепрогэс - мужского рода (по тому же признаку).
В несклоняемых сложносокращенных словах, образованных путем соединения начальных букв или слогов нескольких слов, грамматический род определяется ПО роду ОСНОВНОГО. BHDVUierO слова. Например, ВЦСПС - мужской род (по слову Совет: Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов); РТС - женский род (по слову станция: ремонтно-техническая станция); ЦСУ - средний род (по слову управление: Центральное статистическое управление).
Упражнение 177. Определите грамматический род приводимых ниже имен существительных.
Тополь, яблочко, фамилия, плакса, одеяло, платье, бюллетень, селькор, кукла, сласти, бусы, ледерин, рояль, заявление, бинокль, мышь, сирота, туфля, носилки, ботинок, фильм, путь, дитя, опилки, контроль, вольер, шрифт.
Упражнение 178. Расшифруйте приводимые ниже сложносокращенные существительные. Определите их грамматический род и объясните, на основании каких признаков м о ж но это сделать. Составьте с ними предложения.
Образец. БСЭ - Большая Советская Энциклопедия. Женек, род. Определен по роду основного слова - энциклопедия. Предложение: В ближайшее время будет издана новая многотомная БСЭ.
БСЭ, роно, ТАСС, учком, МИД, рабкор, ГЭС, МГУ, РТС, БССР, завхоз.
Упражнение 179. Определите грамматический род приводимых ниже несклоняемых имен существительных. Укажите, что помоіает определить,их род, объясните значение всех слов.
Миссури, пони, Чикаго, какаду, Тбилиси, зебу, Дели, азу, пальто, Баку, портмоне, конферансье, галифе, Китти, шоссе, алоэ, кофе, клише, алиби, конфетти, Цхалтубо, «Дейли уоркер».
Упражнение 180. Пользуясь одним из толковых словарей, укажите, как правильно сказать (отметьте возможные варианты).
Зал или зала? Моя мозоль или мой мозоль? Мой ботинок или моя ботинка? Рельс или рельса? Жираф или жирафа? Скирд или скирда? Санаторий или санатория? Клавиш или клавиша? Большая прорубь или большой прорубь?
Упражнение 181. Перепишите приводимые ниже предложения, дописывая, где нужно, окончания выделенных имен существительных и связанных с ними прилагательных и глаголов. Объясните их правописание. Укажите, как называется типографский способ выделения существительных, применяемый в данном случае.
  1. По территории зоопарка вчера разгулива... маленьк... шимпанзе. 2. Но фамили... сво... и имя он потерял, если не навеки, то надолго: прозвали его Новеньким (И. Левченко). 3. Девушка пела мягк... контральт... (М. Г.). 4. Совхоз «Заря» досрочно закончил... сев озимых. 5. Тяжел... драпри грубо-зеленої о мятого бархата заслонил... их (Фед.). 6. Перед клеткой, где шимпанзе кормил... детеныша, собралось много посетителей. 7. На стене мы повесили но- веньк... бра. 8. Отец принес сыну из сада сам... больш... яблок... .
  1. По больнице меня водил... стар... знаком... доктор Петрова.
  2. Молод... конферансье объяви... следующий номер программы концерта.

В русском языке имеется два грамматических числа: единственное и множественное.
Одни существительные употребляются в обоих числах: дом - дома; окно - окна, рука - руки и т. д. Такие существительные поддаются счету: один дом, два дома и т. д., одно окно, два окна и т. д.
Существительные, которые употребляются в обоих числах, в\ единственном, как правило, обозначают один предмет, во множественном - несколько таких же предметов: стол - столы, медведь - медведи, сестра - сёстры.
Существительные во множественном числе отличаются от существительных в единственном числе окончаниями или суффиксами: пол - полы, чудо - чудеса, сын - сыновья, бесенок - бесенята, а иногда и местом ударения: стол, море (на основе) - столы, моря (на окончании), сестра, гора (на окончании) - сёстры, горы (на основе) и т. д.

Еще по теме § 55. Род сложносокращенных существительных:

  1. Определение родового значения неизменяемых заимствованных существительных, аббревиатур, составных наименований. Род несклоняемых существительных
  2. § 70. Образование сложных и сложносокращенных имен существительных
  3. 19.. Имя существительное: колебания в роде, род несклоняемых существительных, способы обозначения лиц женского пола по профессии.

Урок русского языка в 6 классе

Определение рода сложносокращённых слов

Цели урока.

    Осознанное владение морфологическими, орфографическими, синтаксическими правилами на основе теоретических знаний.

    Развивать коммуникативные умения и навыки; развивать речевую и мыслительную деятельность.

    Воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как духовной ценности.

Ход урока

1. Актуальность темы.

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. Советский “новояз” 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ревтрибунал”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК”, “ВГИК” и т. п.

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Комментарий №1. УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр.

ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.

МБ РФ - Министерство безопасности Российской Федерации с 24 января 1992.

Самое длинное сложносокращенное слово. НИ?ИОМТ?ПЛА?БО?ПАРМ?БЕТ?ЖЕЛ?БЕТ?РАБ?СБОР?МО?НИ?МОН?КОН?ОТ?ДТЕХ?СТРО?МОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

2. Орфоэпическая работа.

Задание № 1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:

[Эр] [эф] – РФ

[о] [эр] [тэ] – ОРТ

[эм] [гэ] [у] – МГУ

ООН

НИИ

[эм] [че] [эс] – МЧС

, и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД

3. Объяснение нового материла.

Задание № 1. Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.

РФ

ОРТ

МГУ

ООН

НИИ

МЧС

ГИБДД

Задание № 2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.

Как определить род у сложносокращенного слова?

4. Закрепление.

Задание № 1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Проверим.

РФ – Российская Федерация;

ОРТ – Общественное российское телевидение;

МГУ –Московский государственный университет;

ООН – Организация объединенных наций;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Задание № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд... Иркутск. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.

Задание № 3. Объясните правописание существительных, заполнив таблицу примерами из Задания № 2.

Проверим. Задание № 4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..

5. Обращение к прошлому.

Повторим сведения о несклоняемых существительных.

Задание № 1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, светлый купе, важное коммюнике, плавное анданте, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, теплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, вкусный эклер, французское буржуа, сказочно – красивое Тбилиси.

Проверим:

Солнечный Баку (город) – м.р.; шумный Сочи (город) – м.р.; светлое купе (неодуш.) – с.р.; горячий кофе (иск.) – м.р.; теплое кашне (неодуш.) – с.р.; быстрый кенгуру (одуш, животное) – м.р.; свежая кольраби (иск.) – ж.р.; французский буржуа (одуш) – м.р.; сказочно-красивый Тбилиси (город) – м.р.).

3. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ – главное слово – содружество, среднего рода. Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков: вуз(хороший), МИД(постановил).

Слайд 17 из презентации «Как определить род существительного» . Размер архива с презентацией 142 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Употребление прилагательных» - Имя прилагательное. Правописание. Угадай. И.И.Шишкин. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…». Опишите картину И.И.Шишкина «Зима». Эпитеты. Суффиксы имен прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания. Ь после шипящих. Повторение изученного в V классе. Изобразительные средства.

««Фразеологизмы» 6 класс» - Водить за нос. На воре шапка горит. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. С головы до ног. Куры не клюют. Как работает слово. Как рыба в воде. Фразеологизмы. Фразеологический зверинец. Фразеологические обороты.

«Сложные существительные» - Сложные существительные, обозначающие -профессию, -звание. Слова с соединительными О и Е. Сложные слова с первой частью-оценочным словом. Перекати-поле. Слова,которые образовались с помощью частиц. Фамилии. Слова со второй частью, -град,-город. Название. Сложносокращённые слова и аббревиатуры. Слова с начальными иноязычными элементами. Слова с начальными иноязычными элементами вице-,камер-. Существительные-термины.

«Вопросы по глаголу» - Ребята, берегите зрение. Изменение глагола по лицам и числам. Море и утес. Наклонения изменяются по временам. Живая часть речи. Отрывок из стихотворения. Хватит языком болтать. Наклонение. Тютчев. Болтать языком. Орфограммы. Найдите ошибку в определении наклонения глагола. Фронтальный опрос. Глаголы, которые сочетаются с существительными. Сведения о глаголе. Редактирование текста. Открытый урок по русскому языку.

«Употребление деепричастий» - Магический круг. Физкультминутка. Цели урока. Замените обороты синонимичными фразеологизмами. Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса. Расставьте знаки препинания. Поставьте ударение. «Грамматические орешки». «Фразеология». Основное действие. Правильное употребление деепричастий. «Обособленное обстоятельство». Ручьи. Как нужно поставить ударение в слове «узнаю». «Народная мудрость».

«Повелительное наклонение в русском языке» - Глагол. Единственное число. Глаголы повелительного наклонения. Повелительное наклонение. Проверь себя. Впадайте в изумленье. Душа обязана трудиться. Скорбь. Толочь в ступе воду. Изъявительное наклонение. Знания и умения. Помидоры. Зрительный диктант. Будущее время глагола.