Программа развития оон. Международный банк реконструкции и развития (мбрр) Развития организации объединенных наций проон

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных орга­низаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения инте­ресов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранных аспектов с учетом воздействия эко­логических факторов.

Основной целью ПРООН как важнейшего финансирующего органа ООН является создание необходимых условий функ­ционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и раз­вития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:

универсальность деятельности - формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взно­сов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансиро­вания приоритетных программ развития государств - членов ООН;

глобальность деятельности - ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединениях мира, что позволяет осуществлять успешное со­трудничество в целях развития с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах ко­торых реализуется эта деятельность. Представители - резиден­ты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности ООН, свя­занной с управлением специальными целевыми фондами, ко­ординацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;

адаптация мировых достижений - содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономи­ческого потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;

мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности - оказание финансовой поддержки кон­кретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд долл. США и предоставления значительных ресурсов в распоряжение спе­циализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.

Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН вклю­чают финансирование следующих приоритетных направлений, в процессе реализации которых в странах достигается сущест­венный социальный, экономический и технико-технологичес­кий результат в реальном масштабе времени:

Развитие потенциальных областей деятельности стран, направленной на координацию процессов экономической взаи­мопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с об­щественными организациями;

Содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;

Оказание помощи правительствам стран в осуществлении целевых программ, отражающих стратегию национального раз­вития;

Участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кре­дитные организации, для создания специальных фондов разви­тия стран;

Обеспечение развития научно-технического сотрудниче­ства между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширения доступа к современ­ным научным знаниям и передовым технологиям;

Содействие потенциальным возможностям стран в разви­тии гражданских и общественных отношений, укреплении пра­вовых основ неправительственных и общественных организа­ций в целях их активного участия в решении государственных проблем;

Участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценно­стей, связанных с использованием новаторских видов деятель­ности;

Создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;

Поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращения конфликтов, совер­шенствования основ мирового сообщества.

В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области разви­тия человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществ­ляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характери­зуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

Особую значимость сейчас приобретают активно реализуе­мые в ПРООН процессы децентрализации ее деятельности с расширением круга полномочий и ответственности ее подраз­делений за разработку приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует успешному выполнению важ­нейших аспектов деятельности ПРООН (см. рис. 10.4).

Фонд капитального развития ООН осуществляет финансиро­вание перспективных проектов развития, связанных с инфра­структурой жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.

Деятельность Глобального экономического фонда направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня эко­логической устойчивости окружающей среды и защиты экоси­стем нашей планеты, снижении негативных последствий, вы­званных наводнениями, выбросами в атмосферу технологиче­ских отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, исто­щением озонного слоя земли и др.

Результатом реализации Программы Добровольцы ООН явля­ется обеспечение направления (на добровольной основе) в раз­вивающиеся страны технически подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и разви­тию, повышению уровня жизни населения.

Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспек­тивным проектам развития в целях обеспечения помощи жен­щинам, повышения их статуса в обществе, расширения их уча­стия в процессах принятия и реализации важнейших государст­венных решений.

В настоящее время ПРООН использует программные ин­тегрированные подходы для поддержки приоритетных государ­ственных направлений национального значения, которые на­прямую увязаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распреде­ления ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организа­циями ООН.

К содержанию книги: Международные экономические отношения

Смотрите также:

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает в более чем 170 странах и территориях, оказывая помощь в ликвидации нищеты, сокращении неравенства и социальной изоляции. Мы помогаем странам в разработке стратегий, формировании навыков управления и взаимодействия с партнерами, развитии институционального потенциала и повышении устойчивости для поддержания результатов в области развития.

Сотрудничество ПРООН с Российской Федерацией осуществлялось на протяжении более 20 лет с момента открытия представительства ПРООН в Москве в 1997 году. За годы работы в России ПРООН содействовала реализации самых разных инициатив на федеральном, региональном и местном уровнях. Проекты ПРООН предоставляли правительству и партнерам из гражданского общества консультативную поддержку по вопросам политики, оказывали техническую помощь и способствовали укреплению национального управленческого и технического потенциала. На протяжении всех этих лет ПРООН в России помогала решать широкий круг проблем, касающихся устойчивого развития и укрепления человеческого потенциала: от социально-экономической реабилитации регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, до создания рабочих мест в городах и сельских районах, от наращивания потенциала государственного управления в муниципалитетах до профилактики ВИЧ/СПИД, от преобразования национальных рынков для продвижения энергоэффективных технологий до создания национальных парков и заповедников.

В 2015 году взаимоотношения ПРООН и России перешли на качественно новый уровень после подписания Администратором ПРООН Хелен Кларк и Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым Рамочного соглашения о партнерстве , которое подчеркивает возрастающую на мировой арене роль России как донора в продвижении повестки дня по вопросам достижения целей устойчивого развития.

В 2015 году был также создан Трастовый фонд «Российская Федерация - ПРООН в целях развития» , который представляет собой финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня. С момента создания Трастового фонда Правительством Российской Федерации было выделено финансирование в размере 55 млн. долларов США на выполнение проектов, реализуемых ПРООН в странах-партнерах, включая 10 млн. долларов, специально выделенных для реализации программ по укреплению потенциала развивающихся стран в области противодействия негативным последствиям изменения климата, и 10 млн. долларов для финансирования проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию молодежи.

В настоящее время при финансовой поддержке России завершены, либо реализуются проекты ПРООН в странах ЕАЭС/СНГ, Восточной Европы, Африки, Карибского бассейна, в малых островных развивающихся государствах Тихоокеанского региона, нацеленные на повышение благосостояния населения, комплексное развитие территорий, продвижение энергоэффективности, борьбу с заболеваниями, увеличение доступа к климатическому финансированию, адаптацию к климатическим изменениям, а также решение других важнейших проблем в странах-партнерах.

Программа развития ООН

Программа развития ООН (ПРООН) - организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития. ПРООН оказывает помощь правительствам в проведении изысканий и исследований природных ресурсов, в создании учебных заведений, в развитии энергетических ресурсов, предоставляет консультационные и экспертные услуги, обучает специалистов, поставляет оборудование и т. д. Помощь ПРООН безвозмездна.

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карпентер, Джон Говард
  • Одати

Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях:

    Программа развития ООН - ПРО ООН международная организация, призванная способствовать экономическому развитию наций в координации с Международным банком реконструкции и развития, основными отделениями мировой банковской группы или региональными банками. Как часть… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ООН. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ - ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

    ООН. СТРУКТУРА - В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал … Энциклопедия Кольера

    ПРОГРАММА ВЗАИМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ - MUTUAL SECURITY PROGRAMВ соответствии с Программой восстановления Европы (План Маршалла), введенной в действие на основании Закона об экон. сотрудничестве от 3 апреля 1948 г. (часть I Закона об ин. помощи 1948 г.), главный упор был сделан на… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ООН - Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия

    Программа ООН по населённым пунктам - Программа Организации Объединённых Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат, англ. The United Nations Human Settlements Programme, UN HABITAT) программа ООН по содействию устойчивому развитию населенных пунктов. Основана в 1978 году.… … Википедия

    Программа "Нефть в обмен на продовольствие" - Программа "Нефть в обмен на продовольствие", действовавшая в период с 1996 по 2003 год, была самым крупным финансовым проектом в истории ООН. Программа позволяла Ираку продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения. Она… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по защите окружающей среды - (ЮНЕП) (United Nations Environment Programme (UNEP)) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по окружающей среде - или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН… … Википедия

    Программа ПЦПИ - Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • Женщины и развитие. Реальность и перспективы. Оценка осуществления конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, пекинской платформы действий и целей развития тысячелетия ООН. Ст , . В издании представлены программа расширенного заседания Координационного совета по гендерным проблемам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Женщины и…

Программа развития Организации Объединенных Наций

Развитие потенциала:

расширение прав и полномочий людей и институтов

Е ж е г о д н ы й о т ч е т

2 Улучшение жизни людей путем развития потенциала

7 Роль ПРООН в системе развития ООН

11 Программы ПРООН: развитие потенциала в действии

13 Сильные институты, инклюзивный рост: сокращение бедности и достижение ЦРДТ

19 Расширение прав и полномочий граждан

в интересах развития: демократическое управление

24 Укрепление потенциала для снижения уязвимости: предотвращение кризиса и восстановление

28 «Экологически дружественный» рост: окружающая среда и устойчивое развитие

31 Развивать потенциал для достижения результатов

34 Ресурсы ПРООН

На обложке:

Участницы семинара в южновьетнамском городе Сок-Транг, посвященного современным методам сельскохозяйственного производства и рисоводства

ПРООН оказала помощь избирательной комиссии Бутана в подготовке впервые проводившихся в этой стране в 2008 г.

национальных выборов. На снимке: бутанский избиратель с гордостью демонстрирует свою регистрационную карту

Администратор Кемаль Дервиш посещает деревню в окрестностях Дар-эс-Салама (Танзания), которой ПРООН оказывает помощь в переходе на возобновляемые источники энергии

Укреплять потенциал, чтобы обеспечить перемены к лучшему

Н ачало минувшего года было многообещающим для усилий развивающихся стран по достижению Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и решению других задач развития. В начале 2007 г. мировая экономика вступила в третий год исключительно быстрого роста, и этот прогресс позитивно воздействовал на сокращение бедности в целом и показатели наименее развитых стран, в част-

ности. Экономика стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. выросла в среднем более чем на 6%. Бурный экономический рост в ряде крупных развивающихся стран, включая Китай, Индию и другие государства «восходящего Юга», служил дополнительным доказательством того, что быстрое продвижение вперед на пути к сокращению бедности и достижению ЦРДТ возможно.

Однако к середине 2007 г. стало ясно, что развивающимся странам придется реагировать на значительную неопределенность в развитии глобальной экономики. Превращение кризиса на американском рынке субстандартных ипотечных кредитов в масштабный кризис финансового сектора, затронувший США и Европу и породивший серьезные опасения в связи с возможностью резкого замедления темпов роста передовых экономик, в частности, экономики США, ныне угрожает серьезным обращением вспять процесса снижения бедности. Во многих странах cитуация усугубляется взлетом цен на энергию и продовольствие. Более того, экспансионистские макроэкономические стратегии, применение которых явилось неизбежной реакцией на трудности финансового сектора, создают инфляционное давление во всей мировой экономике. В дополнение к этому большинство доноров в настоящее время «сошли с дистанции» в плане выполнения принятых на себя финансовых обязательств по масштабному наращиванию помощи развитию, и им потребуются огромные усилия, чтобы достигнуть целевых показателей, которые были согласованы ими на период до 2010 г.

Характер современной глобальной экономики подчеркивает нашу взаимозависимость и нашу потребность в гораздо более совершенных глобальных политических мерах. С другой стороны, каждое государство должно также заниматься решением собственных проблем. Основу деятельности ПРООН составляет оказание поддержки странам в определении действий и политических мер, необходимых для реагирования на те или иные многообразные и взаимосвязанные вызовы в области развития. Как показано в Докладе за этот год, мы осуществляем это, помогая странам развивать потенциал их народов и институтов с целью улучшения жизни людей и ускорения человеческого развития. Сообщество в области развития все больше признает, что укрепление потенциала – на местном уровне, на уровне общин и на национальном уровне – играет ключевую роль в решении задач развития. Вот почему в центре внимания ПРООН также находится расширение прав и полномочий людей и институтов путем развития их потенциала.

Настоящий доклад подчеркивает актуальность нашей деятельности и жизненно важное значение вышеперечисленной повестки дня, как в плане программной работы ПРООН, так и в аспекте выполняемой нами координирующей роли в качестве Председательствующего в Группе развития ООН и управляющего системой резидентов-координато- ров. В докладе показано, как внимание ПРООН акцентируется на четырех ключевых сферах: сокращении бедности и реализации ЦРДТ; демократическом управлении; предупреждении кризисов и восстановлении; окружающей среде и устойчивом развитии. Осуществляя эти и другие виды деятельности, ПРООН подтверждает свою приверженность поддержке стран в их усилиях, направленных на улучшение жизни людей.

Кемаль Дервиш

Администратор ПРООН

Ежегодный отчет ПРООН 2008

«Грант через неделю был бы уже израсходован, а вот долгосрочная помощь в обучении кадров и развитии потенциала оказалась для нас полезнее».

Крестьянка-рисовод Софулала Зега о результатах программы по обеспечению устойчивых средств к существованию для населения острова Ниас (Индонезия), которая финансировалась ПРООН

При содействии ПРООН в Бенине введено единое законодательство о предпринимательской деятельности, что

облегчает иностранным корпорациям инвестирование средств

ПРООН оказывает поддержку Международному научно-исследовательскому институту риса в Маниле (Филиппины), который вот уже более 30 лет занимается исследованиями в области сельского хозяйства и экологической устойчивости

2 Ежегодный отчет 2008: Улучшение жизни

Улучшение жизни людей путем развития потенциала

Е сли развитие человека рассматривается в мандате ПРООН как цель, то развитие потенциала – как средство. ПРООН определяет развитие потенциала как процесс, в котором индивиды, организа-

ции и общества приобретают, укрепляют и поддерживают способность устанавливать собственные цели развития и достигать их. Работая бок о бок с правительствами, гражданским обществом и другими партнерами из 166 стран, ПРООН стремится содействовать развитию человека, помогая людям получать доступ к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для строительства лучшей жизни.

ПРООН рассматривает развитие потенциала как свой всеобъемлющий вклад в развитие. В настоящее время основным документом, которым ПРООН руководствуется при взаимодействии с партнерами в области развития, является Стратегический план на 2008–2011 гг., в котором указывается, что ее «политические рекомендации, техническая поддержка, адвокатирование и укрепление согласованности в сфере глобального развития должны быть направлены на реальное улучшение жизни людей, расширение спектра их выбора и возможностей».

Улучшение жизни, выбора и возможностей достается одним легче, а другим труднее. Хотя некоторые развивающиеся страны извлекают выгоды из глобализации и догоняют богатые государства, сотни миллионов людей по-прежнему лишены возможности пользоваться плодами роста. Целые страны и регионы плетутся в хвосте развития, и даже в странах с хорошими экономическими показателями можно обнаружить обширные ниши социальной исключенности.

В условиях, когда темпы роста мировой экономики замедлились на неопределенный срок в связи с ситуацией

в финансовой сфере, роль ПРООН по-прежнему состоит

в том, чтобы содействовать ускорению прогресса в странах, быстро догоняющих богатые государства, при одновременном содействии ускорению прогресса в отсталых частях мира. Одним из путей достижения этого является помощь в создании эффективных институтов для более справедливого распределения результатов роста и развития, особенно в интересах бедняков.

Хотя мир прошел полпути к плановой дате – 2015 г., – когда должны быть достигнуты ЦРДТ, прогноз их осуществления далеко не однозначен. По сравнению с 2000 г., число детей, ежегодно умирающих от предотвратимых болезней, уменьшилось приблизительно на 3 млн, показатель охвата начальным образованием во всем мире растет, лечение от СПИДа получают на 2 млн чел. больше, а доля женщин в парламентах сегодня намного выше. Многие страны демонстрируют, что стремительный и широкомасштабный прогресс возможен. Он происходит там, где сильное государственное руководство, правильная политика, нацеленная на поддержку частных капиталовложений и повышение производительности, и здоровые стратегии наращивания государственных инвестиций подкрепляются адекватной финансовой и технической помощью со стороны международного сообщества. Двигаясь в этом направлении, многие страны Азии проложили путь к самому быстрому в истории сокращению бедности. Несмотря на эти достижения, значительное число госу-

З А М Ы К А Я К Р У Г: О Т П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н О Й К   О КО Н Ч АТ Е Л Ь Н О Й О Ц Е Н К Е П О Т Е Н Ц И А Л А

ПРООН определяет укрепление потенциала как процесс, в ходе которого индивиды, организации и общества приобретают, усиливают и поддерживают способность определять собственные цели развития и со временем достигать их.

Привлечение партнеров Э та п 5: и достижение консенсуса

Мониторинг и оценка результатов осуществления стратегий укрепления потенциала

Осуществление стратегий

укрепления потенциала

Формулирование стратегий укрепления потенциала

Источник: Бюро по вопросам политики в области развития ПРООН.

В Кандагаре (Афганистан) члены местной ассамблеи по вопросам развития (АВР) обсуждают приоритеты развития провинции. ПРООН оказывает поддержку новой модели развития на базе общин, при которой АВР непосредственно участвуют

в разработке и осуществлении инфраструктурных проектов и одновременно обеспечивают безопасность проектного персонала

дарств остается на обочине развития, особенно во мно-

Однако эту поддержку она оказывает не в изоляции: опи-

гих регионах африканского континента и в группе наиме-

раясь на свое сравнительное преимущество в качестве

нее развитых стран (НРС). Даже некоторые государства

доверительного партнера в области развития, ПРООН

Южной Азии, развивающиеся наиболее высокими тем-

создает партнерства в самых разных сферах влияния – от

пами, сталкиваются с серьезными вызовами в сфере улуч-

национальных, муниципальных и местных органов власти

шения питания и достижения некоторых других Целей.

до неправительственных организаций и организаций

А ряд латиноамериканским стран со средним доходом

гражданского общества (ОГО), включая массовые объ-

борются за ликвидацию очагов нищеты. Крайняя нищета

единения, религиозные группы, академические учрежде-

повсеместно сократилась, однако корректировка оценок

ния, а также частный сектор и международных доноров.

покупательной способности, как ожидается, приведет во

В каждом случае ПРООН отдает приоритет максималь-

многих странах к пересмотру уровня реальных доходов

ному использованию местных ресурсов и укреплению

в сторону понижения. ЦРДТ достижимы, однако их осу-

сотрудничества по линии Юг-Юг. Это включает тесное

ществление требует, чтобы развитые и развивающиеся

взаимодействие с ОГО, которое имеет жизненно важное

страны выполняли принятые ими обязательства.

значение для общенационального применения резуль-

В то же время прогресс на пути достижения ЦРДТ

татов совместной работы, обеспечения подотчетности,

может оказаться под угрозой из-за отсутствия всесторон-

качественного государственного управления, децентрали-

ней скоординированной реакции на изменения климата.

зации, демократизации сотрудничества в области разви-

Один из главных вызовов развитию нынешнего поколе-

тия, а также повышения качества и актуальности офици-

ния людей – глобальное потепление – может привести

альных программ развития. ПРООН активно продвигает

к серьезному обращению вспять показателей сокращения

и поддерживает консультативные комитеты по вопросам

бедности, питания, здоровья и образования. Первыми его

гражданского общества при страновых представительс-

наиболее губительное воздействие почувствуют на себе

твах ООН как механизм политического адвокатирования

беднейшие слои населения земного шара, те, кто в на-

и дискуссии, инструмент консультирования при опре-

именьшей степени несет ответственность за факторы,

делении направлений деятельности ПРООН и системы

лежащие в основе этой проблемы: выбросы парнико-

ООН и средство освоения ПРООН и системой ООН мест­

вых газов и высокий уровень потребления энергии угле-

ных знаний и опыта. ПРООН использует такую институ-

родных видов топлива. Недавно одобренный Балийский

циональную форму участия внешних заинтересованных

план действий может заложить основу для будущих пере-

сторон в принятии управленческих решений высокого

говоров и установления целей в отношении смягчающих

уровня, как консультативный комитет по вопросам граж-

и адаптационных стратегий, однако политическая воля

данского общества при Администраторе, в который вхо-

стран неодинакова, а «окно» возможностей ограничено.

дят 15 политических лидеров ОГО со всего мира.

Сталкиваясь с этими вызовами на пути развития,

Краткий перечень некоторых работ, проведенных

ПРООН усилила работу по поддержке организационного

ПРООН за последний год, свидетельствует о размахе ее

потенциала – укреплению институтов с целью расши-

партнерской деятельности и масштабности мер вмеша-

рения прав и возможностей людей, которым эти инсти-

тельства, направленных на развитие организационного

туты служат. Она поддерживает институты, защищающие

потенциала в мире. В Нигере ПРООН помогла сформи-

политическую и экономическую стабильность, содейст­

ровать корпус местных волонтеров в рамках националь-

вующие справедливому распределению ресурсов, укреп-

ной добровольческой схемы, поддерживаемой ДООН.

ляющие общественную прозрачность и подотчетность,

Клиентами первых 100 добровольцев стали новоизбран-

улучшающие условия для устойчивого развития человека.

ные администраторы сельских районов страны, которые

4 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

При поддержке ПРООН Иордания проводит разминирование

в районе Вади-Эль-Араба с целью развития туристического сектора

и предоставления доступа к земельным угодьям для беднейших общин, проживающих

в долине реки Иордан

обратились к своим согражданам в поисках квалифицированных специалистов для предоставления общественных услуг. В Иордании ПРООН совместно с правительством занималась разработкой устойчивой стратегии обезвреживания мин, которая позволила этой стране выполнить свои обязательства в отношении международной конвенции по запрещению и уничтожению противопехотных мин. Среди очищенных от мин территорий южный район Вади-Эль-Араба – зона обширных иностранных инвестиций в туристический сектор – и долина реки Иордан, где проживают многие беднейшие иорданские общины. ВАлбании ПРООН поддержала создание в Интернете базы данных Brain Gain, позволяющей высококвалифицированным специалистам из албанской диаспоры за рубежом помогать развитию академических учреждений, частного сектора и других сфер жизни на родине.

Роль ПРООН как надежного партнера в области развития находит отражение в расширяющемся спектре ее партнерств с частным сектором. Ведущие компании, такие как Banyan Tree, Cisco, Coca-Cola, Engro, Global Alumina, Google, Kevian, Microsoft,Pao de Azucar , Pfizer, Visa и др., присоединяются к правительствам и ПРООН в усилиях по реализации ЦРДТ, признавая, что инклюзивный рост сулит долговременные выгоды всем участникам партнерства. ПРООН остается ведущим специализированным учреждением ООН в развивающихся странах в области продвижения Глобального договора – рамок взаимодействия системы ООН с частным сектором. Сейчас ПРООН координирует деятельность более 80 страновых и региональных сетей в рамках Глобального договора.

Плодом Глобального договора стала инициатива «Развитие устойчивой предпринимательской деятельности» (РУПД), представляющая собой платформу для участия компаний в коммерческой деятельности в интересах бедняков в развивающихся странах, обладающих многообещающей деловой средой. Выходя за рамки социальных инвестиций и филантропии, РУПД предлагает национальным и международным фирмам механизм разработки коммерчески жизнеспособных бизнес-проек-

тов с целью увеличения прибылей и/или выхода на новые рынки. Сегодня РУПД взаимодействует с 75 компаниями – от многонациональных фирм Севера до местных малых и средних предприятий, – поддерживая инвестиции объемом от 10 тыс. до 4 млн. долл. США.

ПРООН помогает Албании оборудовать средние школы компьютерными классами, которыми воспользуются около 140 тысяч учащихся

По мере того, как ПРООН продолжает оказывать поддержку этим и другим усилиям по развитию потенциала, вырисовываются некоторые обнадеживающие тенденции. Одна из них состоит в последовательной ориентации внимания на укрепление национальных исполнительских потенциалов в сфере управления программами, проектами, финансами, материально-техническим снабжением и человеческими ресурсами. Это вытекает из рекомендаций Стратегического плана и отражает возросший потенциал организаций, предоставляющих услуги на местах. Вторая тенденция – эволюция реформы гражданской службы, переход от формирования исполнительских навыков к качественному повышению компетенции руководителей, системам стимулирования, механизмам продвижения этических стандартов и антикоррупционных мер. Третья тенденция – это возобновившееся внимание к непрерывному и высшему образованию, что, в сочетании с инновационным ответом на «утечку мозгов» в жизненно важных секторах, направлено на использование преимуществ возрастающей мобильности глобального рынка труда и превращение потенциальных угроз в благоприятные возможности.

В то время как страны продолжают продвигаться

к достижению своих национальных целей, их партнерство с ПРООН позволяет им брать на себя все бόльшую ответственность за глобальное развитие. Двенадцать новых членов Европейского союза, включая «дипломированных» реципиентов программ, таких как Эстония и Латвия, недавно собрались, чтобы впервые обсудить свою роль в обеспечении помощи развитию.

С ростом потенциала стран важными компонентами деятельности ПРООН становятся гибкость и адаптивность. Эти факторы имеют существенное значение в контексте работы ПРООН в странах со средним доходом. Участники этой группы стран, где проживает половина населения мира, нередко сталкиваются с вызовами оптимального использования своего человеческого и финансового капитала и эффективного распределения ресурсов на основе рационального планирования. Хотя многие из них уже вышли за рамки программ адресной помощи и сами стали вносить вклад в базовые ресурсы ПРООН, они продолжают извлекать пользу из доступа к глобальной сети ПРООН, содействуя организации партнерств в области развития, специализирующихся на развитии институционального потенциала и потенциала разработки поли-

тики в этих странах. ПРООН продолжает сотрудничать со странами со средним доходом, поддерживая развитие их потенциала на субнациональном уровне, работая с муниципальными органами и районными администрациями в сфере совершенствования интегрированного планирования, управления финансами для нужд развития и повышения исполнительских возможностей оказания услуг на местах. ПРООН также оказывает поддержку разработчикам политики в принятии мер по ужесточению реакции на изменения климата, содействию гендерному равенству, поддержке обездоленных слоев населения и укреплению государственных институтов.

В процессе изменения основ стандартной системы помощи возникла растущая потребность в расширении возможностей доступа, обсуждения и реализации новых форм развития. Механизмы координации и управления национальной помощью должны были быстро реагировать на растущее давление в пользу расширения масштабов деятельности и получения результатов. Поэтому подход ПРООН к развитию потенциала постоянно совершенствуется, выходя за рамки выполнения индивидуальных проектов и обращаясь к формированию институционального потенциала страны. Сотрудничая с партнерами в области развития для повышения эффективности работы организаций и институтов, ПРООН вносит свой вклад в глобальные усилия по улучшению жизни людей.

Недорогие многофункциональные платформы, внедряемые при поддержке ПРООН, помогают женщинам Буркина-Фасо, Мали и Сенегала повышать производительность труда и доходы. Недавно Фонд Билла и Мелинды Гейтс выделил на этот проект 19 миллионов долларов США

6 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

«Если бы мне потребовалось в самой краткой форме выразить свое мнение об Организации Объединенных Наций и ее сегодняшней работе, я бы выделил дух принципиального прагматизма. По своему праву и предназначению ООН обязана быть голосом совести мира. Часть этого морального долга состоит в том, чтобы оправдывать связанные с нами надежды и ожидания, и добиваться результатов».

Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН. The Economist: The World in 2008

Роль ПРООН в системе развития ООН

няет свою часть работы по обеспечению согласованности

ретарь вступил в должность, он обозначил ряд

деятельности ООН с национальными задачами.

приоритетов деятельности на период своего

В начале 2007 г. ООН совместно с правительствами

срока полномочий. В их числе были продол-

восьми стран, поддержавших ее усилия по повышению

жение процесса реформы, направленной на достижение

согласованности и эффективности, начала осуществле-

более тесной гармонии в семье ООН, а также мобилиза-

ние пилотных программ «Единство действий» в Албании ,

ция политической воли и сохранение приверженности

Вьетнаме, Кабо-Верде, Мозамбике, Пакистане, Руанде,

мировых лидеров задачам ЦРДТ, позволяющие обеспе-

Танзании иУругвае . Выполняемые в рамках сотрудни-

чить выделение адекватных средств на цели развития.

чества национальных партнеров со страновыми груп-

По обоим этим обязательствам достигнут прогресс.

пами ООН, эти пилотные программы призваны повы-

Опираясь в качестве партнера в области развития на

сить согласованность и эффективность операций ООН

национальном уровне на уже предпринимаемые усилия

в сфере развития, использовать знания и опыт других

по повышению согласованности и эффективности сис-

подразделений системы развития ООН, сократить опера-

темы развития ООН, ПРООН взаимодействует со сво-

ционные издержки и обеспечить успешное взаимодейс-

ими партнерами по системе ООН, внося вклад благодаря

твие при оказании поддержки странам в выполнении их

своей двуединой роли: в качестве управляющего системы

национальных планов развития. Предварительные дан-

резидентов-координаторов (РК) и в качестве действую-

ные, поступившие от восьми «пилотных» правительств

щего участника процесса развития, предоставляющего

и страновых групп ООН по результатам 2007 г., пока-

программную поддержку и политические и технические

зывают, что благодаря применению структурной схемы

консультации национальным партнерам. В 2007 г. Гене-

«четырех единиц» (единая программа, единая бюджетная

ральная Ассамблея ООН утвердила новый Трехгодичный

схема, единый лидер, единый офис), страновые группы

всеобъемлющий обзор политики, которым направляется

ООН более эффективно увязывают помощь ООН в об-

деятельность системы развития ООН. В этом документе

ласти развития с национальными планами и приорите-

подтверждается центральная роль РК в осуществлении

координации оперативной деятельности в области раз-

Ч И С Л Е Н Н О С Т Ь Р Е З И Д Е Н ТО В -

вития с целью улучшения реагирования системы ООН

К О О РД И Н АТО Р О В (Р К) О О Н *

на национальные приоритеты. В нем также подтверж-

дается, что РК играют ключевую роль как инструмент

результативной и эффективной гармонизации деятель-

ности ООН в сфере развития на уровне стран. ПРООН

работает над укреплением механизма управления систе-

мой РК с тем, чтобы функция РК осуществлялась систе-

мой развития ООН на основе коллегиальности, равного

участия и прозрачности. Во многих странах ПРООН учре-

дила должность директора по стране, занимающегося

исключительно управлением программой ПРООН, давая

возможность РК сосредоточить усилия на координации

РК из стран Юга

РК – женщины

работы страновой группы ООН для более успешного

РК, ранее не работавшие в ПРООН

соответствия национальным приоритетам. Входя в состав

Группы развития ООН (ГРООН), ПРООН также выпол-


Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных организаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранных аспектов с учетом воздействия экологических факторов.
Основной целью ПРООН как важнейшего финансирующего органа ООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.
ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:
универсальность деятельности - формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств - членов ООН;
глобальность деятельности - ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединениях мира, что позволяет осуществлять успешное со-трудничество в целях развития с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители - резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности ООН, связанной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
адаптация мировых достижений - содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;
мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности - оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд долл. США и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.
Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН включают финансирование следующих приоритетных направлений, в процессе реализации которых в странах достигается существенный социальный, экономический и технико-технологический результат в реальном масштабе времени:
развитие потенциальных областей деятельности стран, направленной на координацию процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями;
содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;
оказание помощи правительствам стран в осуществлении целевых программ, отражающих стратегию национального развития;
участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации, для создания специальных фондов развития стран;
обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширения доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям;
содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем;
участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности;
создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;
поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращения конфликтов, совершенствования основ мирового сообщества.
В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.
Особую значимость сейчас приобретают активно реализуемые в ПРООН процессы децентрализации ее деятельности с расширением круга полномочий и ответственности ее подраз-делений за разработку приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует успешному выполнению важнейших аспектов деятельности ПРООН (см. рис. 10.4).

Фонд капитального развития ООН осуществляет финансирование перспективных проектов развития, связанных с инфраструктурой жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.
Деятельность Глобального экономического фонда направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др.
Результатом реализации Программы Добровольцы ООН является обеспечение направления (на добровольной основе) в развивающиеся страны технически подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения.
Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений.
В настоящее время ПРООН использует программные интегрированные подходы для поддержки приоритетных государственных направлений национального значения, которые напрямую увязаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распределения ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организациями ООН.