Компетентностный подход в дошкольном образовании на этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают. Компетентностный подход в дошкольном образовании
Компетентностный подход в дошкольном образовании
На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают:
Компетентность;
Творческие способности (креативность);
Любознательность (исследовательский интерес);
Инициативность (самостоятельность, свобода,
независимость);
Коммуникативность (социальные навыки);
Образ «Я» (базовое доверие к миру);
Ответственность, произвольность.
Модель выпускника ЦРР «Лира»
I. Здоровье и физическое развитие.
1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.
1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения.
владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту;
хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
подвижен, ловок.
1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры;
сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.
II. Все виды детской деятельности.
2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать.
2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.
2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.
3.1. Кругозор выпускника:
Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире;
устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.
3.2. Речь выпускника:
устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;
речь фонетически и грамматически правильная;
использует речь как инструмент мышления.
3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:
любознателен, активен;
способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.
III. Развитие познавательной деятельности.
3.4. Сформированы интеллектуальные умения :
определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове;
сформированы операции анализа, обобщения, сравнения;
способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;
сформированы элементы учебной деятельности;
3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления:
ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.;
способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;
способен достичь поставленной цели;
способен управлять своим поведением.
3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):
развиты художественное мышление, сенсорные способности;
умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
IV. Социальное развитие.
- 4.1. Общение со сверстниками:
- избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения;
- готов к коллективным формам деятельности.
- 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы.
- 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе.
- 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам
V. Мотивационная готовность к обучению в школе.
5.1. Желает учиться в школе.
5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.
Матрица компетенций выпускника
Физическая подвижность
переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры;
высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств;
активно включается в выполнение физических упражнений и движений;
удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий;
уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания;
действует в общем темпе и ритме;
Сформированность привычек к ЗОЖ
самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки;
проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом;
стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку;
умеет ухаживать за животными и растениями;
быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность;
умеет проговаривать вслух последующее действие;
умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;
обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома;
умеет работать в коллективе, группе, паре.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру);
Умеет выразить свои мысли, чувства, желания
Быстро, точно исполняет словесную инструкцию;
Умеет работать в коллективе, группе, паре.
Ценностно-смысловая компетенция
Ценностно-смысловая компетенция :
Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены;
Сформированы ценности здорового образа жизни;
Видит красоту живой и неживой природы;
Умеет работать в коллективе, группе, паре;
Умеет бережно относиться к окружающей природе;
Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности;
Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела;
Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».
Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них;
Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы;
Устная речь грамматически правильна;
Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;
Умеет проговаривать вслух последующие действия;
Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании;
Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;
Умеет различать геометрические формы;
Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;
Учебно- познавательная компетенция
Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу;
Умеет различать число предметов и их признаки;
Умеет составить число из единиц;
Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»;
Умеет пользоваться знаками + -;
Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.;
Умеет взвешивать различные предметы;
Имеет начальные представления о природных богатствах;
Умеет отличать живую природу от неживой;
Задает вопросы, экспериментирует;
Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).
Общекультурная компетенция
Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего);
Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров;
Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства;
Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности;
Умеет участвовать в театральной деятельности;
Знаком с театром в качестве зрителя;
Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров;
Имеет начальные представления об истории цивилизации;
Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов;
Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).
Информационная компетенция
Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице;
Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;
Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям .
компетенция =
Право +
Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»:
ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода
в образовательном процессе ДОУ.
ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира».
-
Наталья Курышева
Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образованияПоступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни , предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно
адаптироваться и привыкнуть.
Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования . Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Преемственность детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни , нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Преемственность способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от формирования у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду учат размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
ФГОС ДО предусматривает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования .
Основанием преемственности д/с и школы выступают целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
В нашем дошкольном учреждении познавательно-исследовательская деятельность проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО : образовательная деятельность осуществляется с использованием современных образовательных технологий современных образовательных технологий .
Реализация проектов «День птиц» , «День Земли» , «Люблю тебя, мой край родной» и т. д. показали большую заинтересованность всех участников процесса : детей и взрослых (родителей и педагогов) . Каждый реализованный проект транслируется на большом экране с помощью презентаций.
Воспитанники с удовольствием принимают участие в создании дидактических игр с использованием информационно-коммуникативных технологий. Движущаяся картинка легка для детского восприятия, собирает внимание детей, интересна сама по себе. Так дошкольники лучше усваивают изучаемый материал, проявляя больший интерес к знаниям.
Педагоги подготовительной группы прошли курсы повышения квалификации «Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники » по программе «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ». Таким образом , дошкольники получают квалифицированную помощь в освоении такого трудоемкого, но очень увлекательного процесса конструирования. Наши воспитанники участвовали во всероссийском конкурсе по робототехнике «Икаренок» . На городских соревнованиях мы представляли 2 проекта - «Строители города будущего» и «Мы – военные» . Дети получили дипломы и подарки. Проект «Мы – военные» прошел в региональный конкурс. Наши дети получили замечательные подарки, а д/с - денежный сертификат на покупку конструктора. Большую и важную поддержку дошкольникам оказывают родители . Без их активного участия не обходится ни одно мероприятие. Для совместного представления опыта по конструированию на конкурсе дети вместе с родителями изготавливали поделки, придумывали костюмы, декорации.
Наши воспитанники очень любят играть с конструктором, мы используем его и в образовательной деятельности , и на различных праздниках и развлечениях.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
В нашем д/с проводится огромная работа в этом направлении. Эта тема отражается и на занятиях, и в индивидуальной работе, и в работе с родителями. В календарно-тематическом планировании заложены темы «Азбука вежливости и доброты» , «Давайте дружить» ; ситуативные разговоры, беседы, игры также помогают воспитанникам активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В нашей группе создана развивающая среда в соответствии с требованиями Стандарта, поэтому дети с удовольствием играют в различные игры, выполняя необходимые правила, сами могут придумывать сюжеты игры, сами следят за соблюдением правил.
Поэтому следующий ориентир позволяет нам говорить о том, что к концу учебного года ребенок будет обладать развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Работа по развитию речи у нас ведется в соответствии с реализуемой в детском саду Программой. Но некоторые дети не могут выразить свои мысли, затрудняются в составлении рассказов, пересказе художественных произведений. В основном, это дошкольники , имеющие заключения ПМПК и диагнозы общего недоразвития речи. Коррекция речи воспитанников в нашем детском саду осуществляется с помощью учителя-логопеда.
В нашей группе развитию моторики уделяется большое внимание на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию и, конечно же, в свободное от занятий время. У детей хорошо развита моторика, практически у всех детей этот навык развит в соответствии с их возрастом.
Таким образом , к концу года у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Этот ориентир тесно связан с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, ребенок участвует в реализации проектов, тем самым можно говорить о том, что - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дети подготовительной группы большие почемучки, но они не только задают кучу вопросов, но и сами ищут на них ответы, объяснения происходящее. У наших детей имеется хороший багаж знаний об окружающей действительности, о природе, о родном крае и Родине.
Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений : совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.
Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями .
Формы осуществления преемственности :
I. Работа с детьми :
1) экскурсии в школу; (осуществляется)
2) посещение школьного музея; (осуществляется)
3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; (осуществляется)
4) участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;
5) выставки рисунков и поделок; (осуществляется)
6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
(осуществляется)
7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;
8) участие в театрализованной деятельности;
9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. (осуществляется)
II. Работа с педагогами :
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
5) педагогические и психологические наблюдения.
III. Работа с родителями :
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОУ и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций . Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
· Уверенность в своих силах;
· Открытость внешнему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования
Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст.7
Закона РФ «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребёнка на данном этапе развития.
Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.
Целевые ориентиры ступени дошкольного образования
(возрастные характеристики ребенка на этапе завершения
дошкольного образования)
Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.
Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования
Для ребёнка старшего дошкольного возраста характерно:
- Положительное отношение к себе;
- Уверенность в своих силах;
- Открытость внешнему миру.
Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, общении, при решении элементарных группы бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками. Обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.
Ребёнок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной
деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребёнок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.
Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.
Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.
Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действоватъ по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственно перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание.
Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру , к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью , может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика ; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Компетентностный подход в дошкольном образовании
На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают: Компетентность; Творческие способности (креативность); Любознательность (исследовательский интерес); Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); Коммуникативность (социальные навыки); Образ «Я» (базовое доверие к миру); Ответственность, произвольность. Временные требования государственного стандарта дошкольного образования
Модель выпускника ЦРР «Лира»
I. Здоровье и физическое развитие. 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме. 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения. владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту; хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок. 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни: сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры; сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.
II. Все виды детской деятельности. 2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать. 2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон. 2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.
III. Развитие познавательной деятельности. 3.1. Кругозор выпускника: Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире; устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира. 3.2. Речь выпускника: устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; речь фонетически и грамматически правильная; использует речь как инструмент мышления. 3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника: любознателен, активен; способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.
III. Развитие познавательной деятельности. 3.4. Сформированы интеллектуальные умения: определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове; сформированы операции анализа, обобщения, сравнения; способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; сформированы элементы учебной деятельности; 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления: ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.; способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого; способен достичь поставленной цели; способен управлять своим поведением. 3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыка льных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских): развиты художественное мышление, сенсорные способности; умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
IV. Социальное развитие. 4.1. Общение со сверстниками: избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения; готов к коллективным формам деятельности. 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы. 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе. 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам
V. Мотивационная готовность к обучению в школе. 5.1. Желает учиться в школе. 5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.
Матрица компетенций выпускника
Физическая подвижность переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры; высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств; активно включается в выполнение физических упражнений и движений; удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий; уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания; действует в общем темпе и ритме;
Сформированность привычек к ЗОЖ самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку; умеет ухаживать за животными и растениями; быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность; умеет проговаривать вслух последующее действие; умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали; обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; умеет работать в коллективе, группе, паре.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру); Умеет выразить свои мысли, чувства, желания Быстро, точно исполняет словесную инструкцию; Умеет работать в коллективе, группе, паре.
Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция: Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены; Сформированы ценности здорового образа жизни; Видит красоту живой и неживой природы; Умеет работать в коллективе, группе, паре; Умеет бережно относиться к окружающей природе; Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности; Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела; Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».
Учебно- познавательная компетенция Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них; Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы; Устная речь грамматически правильна; Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку; Умеет проговаривать вслух последующие действия; Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании; Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла; Умеет различать геометрические формы; Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;
Учебно- познавательная компетенция Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу; Умеет различать число предметов и их признаки; Умеет составить число из единиц; Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»; Умеет пользоваться знаками + -; Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.; Умеет взвешивать различные предметы; Имеет начальные представления о природных богатствах; Умеет отличать живую природу от неживой; Задает вопросы, экспериментирует; Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).
Общекультурная компетенция Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего); Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров; Имеет общие представления о видах и жанрах музыка льного искусства; Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности; Умеет участвовать в театральной деятельности; Знаком с театром в качестве зрителя; Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров; Имеет начальные представления об истории цивилизации; Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов; Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).
Информационная компетенция Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице; Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям; Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям.
компетенция = Право + Возможность
Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»: ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ДОУ. ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Образовательный процесс на основе программы «Развитие», расширяющий возможности эффективного формирования у ребенка элементарных основ ключевых компетенций. ПЕРСПЕКТИВНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕМА: Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира»
На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают: Компетентность; Творческие способности (креативность); Любознательность (исследовательский интерес); Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); Коммуникативность (социальные навыки); Образ « Я » (базовое доверие к миру); Ответственность, произвольность. Временные требования государственного стандарта дошкольного образования
I. Здоровье и физическое развитие Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме Физически подготовлен к продолжению обучения. владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту; хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок Сформирована привычка к здоровому образу жизни: сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры; сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.
II. Все виды детской деятельности Умеет играть, рисовать, конструировать Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.
III. Развитие познавательной деятельности Кругозор выпускника: Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире; устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира Речь выпускника: устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; речь фонетически и грамматически правильная; использует речь как инструмент мышления Познавательная активность, самостоятельность выпускника: любознателен, активен; способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.
III. Развитие познавательной деятельности Сформированы интеллектуальные умения: определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове; сформированы операции анализа, обобщения, сравнения; способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний; сформированы элементы учебной деятельности; 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления: ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.; способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого; способен достичь поставленной цели; способен управлять своим поведением Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских): развиты художественное мышление, сенсорные способности; умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
IV. Социальное развитие Общение со сверстниками: избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения; готов к коллективным формам деятельности Принимает, соблюдает социальные и этические нормы Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе Способен давать адекватную оценку своим поступкам
V. Мотивационная готовность к обучению в школе Желает учиться в школе Имеет познавательный и социальный мотив учения.
Физическая подвижность переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры; высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств; активно включается в выполнение физических упражнений и движений; удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий; уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания; действует в общем темпе и ритме;
Сформированность привычек к ЗОЖ самостоятельно выполняет все допустимые культурно- гигиенические навыки; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом; стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения. стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку; умеет ухаживать за животными и растениями; быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность; умеет проговаривать вслух последующее действие; умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали; обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; умеет работать в коллективе, группе, паре.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру); Умеет выразить свои мысли, чувства, желания Быстро, точно исполняет словесную инструкцию; Умеет работать в коллективе, группе, паре.
Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция: Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены; Сформированы ценности здорового образа жизни; Видит красоту живой и неживой природы; Умеет работать в коллективе, группе, паре; Умеет бережно относиться к окружающей природе; Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности; Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела; Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».
Учебно- познавательная компетенция Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них; Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы; Устная речь грамматически правильна; Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку; Умеет проговаривать вслух последующие действия; Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании; Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла; Умеет различать геометрические формы; Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;
Учебно- познавательная компетенция Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу; Умеет различать число предметов и их признаки; Умеет составить число из единиц; Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»; Умеет пользоваться знаками + -; Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.; Умеет взвешивать различные предметы; Имеет начальные представления о природных богатствах; Умеет отличать живую природу от неживой; Задает вопросы, экспериментирует; Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).
Общекультурная компетенция Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего); Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров; Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства; Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности; Умеет участвовать в театральной деятельности; Знаком с театром в качестве зрителя; Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров; Имеет начальные представления об истории цивилизации; Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов; Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).
Информационная компетенция Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице; Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям; Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям. Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»: ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ДОУ. ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Образовательный процесс на основе программы «Развитие», расширяющий возможности эффективного формирования у ребенка элементарных основ ключевых компетенций. ПЕРСПЕКТИВНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕМА: Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира»