Функции государства внешнеполитическая правоохранительная. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства {рис. 1.2).

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в функции государства Внешние

Внутренние Политическая Экономическая Социальная Правоохранительная -

Поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры

Строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем -

Транспортная -

Экологическая -

Информационная -

Обеспечение национальной безопасности -

Борьба с последствиями стихийных бедствий -

Оборона -

Дипломатическая -

Внешнеполитическая -

Содействие установлению мировой законности -

Внешнеэкономическая -

Правоохранительная -

Социальная Экологическая -

Информационная -

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в разрешении глобальных проблем Рис. 1.2. Функции государства

своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важен процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Если говорить конкретнее, то экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.

Е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. д.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 3.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать. 4.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить методы: а) правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов); б) организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций); в) правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и общественных систем, транспортная, информационная, обеспечение национальной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным. 1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары. 2.

Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3.

Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.). 4.

Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права. 5.

Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 6.

Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п. 7.

Социальная функция. Она выкристаллизовывается все ярче. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью. 8.

Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. 9.

Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество. 10.

Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

П. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует обратить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхности: развитие взаимосвязей между людьми и народами порождает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, урегулировать которые под силу будет только государству. "

А.В. МАЛЬКО, доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, В.А. ТЕРЕХИН, кандидат юридических наук, зав. кафедрой правосудия Пензенского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации Исследуются проблемы функционирования правоохранительной системы Российской Федерации; делаются выводы о том, что она находится в состоянии глубокого кризиса...

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 3-8

А.В. МАЛЬКО,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

В.А. ТЕРЕХИН,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой правосудия Пензенского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации

Исследуются проблемы функционирования правоохранительной системы Российской Федерации; делаются выводы о том, что она находится в состоянии глубокого кризиса; предлагаются меры по ее реформированию, формированию и реализации правоохранительной политики как основы всех процессов модернизации.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительная деятельность, модернизация, правоохранительная политика.

Law-enforcement policy as a basis for development of law-enforcement activities

Malko A., Teryokhin V.

The law-enforcement system functioning of the Russian Federation is studied in the article. The authors come to the conclusion that it is in deep crisis at the moment. Since the law-enforcement policy turns out to be the basis of all the development processes, a set of steps is proposed to its administration, formation and reformation.

Keywords: law-enforcement agencies, law-enforcement system, law-enforcement activities, development, law-enforcement policy.

Крайне негативные события последнего времени, связанные с чередой правонарушений сотрудников Министерства внутренних дел РФ (массовые «зачистки» в Благовещенске, убийство подростка в Тыве и журналиста в Томске, расстрел майором Евсюковым мирных жителей в Москве, беспрецедентная спецоперация по созданию «живого щита» из частных машин на Московской кольцевой автодороге, задержание за поборы всей роты работников ГИБДД в Астрахани, фальсификация уголовных и административных дел в отношении невиновных граждан многих регионов страны), породили в российском общественном сознании серьезные сомнения в способности этих органов выполнять правозащитную функцию государства.

Кроме того, в центральных средствах массовой информации появились публикации с выводами не только об отчуждении милиции от общества, а о прямом их противостоянии. Сложился юридический парадокс, главное противоречие современности: сотрудники этих служб «видят свою задачу в том, чтобы “защитить” себя, в крайнем случае - свои корпоративные интересы, а не граждан». Раздаются призывы, в том числе от депутатов Госдумы, об упразднении МВД, создании народных дружин «для защиты населения от милиции», а министр внутренних дел «разрешил обороняться от милиционеров».

Наряду с этим ежедневно сообщаемый СМИ поток информации о коррупции во всех властных структурах, о многочисленных нарушениях социально-экономических прав, системных попраниях прав детей, оставшихся без попечения родителей, явных и грубых пренебрежениях действующими стандартами эксплуатации особо опасных объектов жизнедеятельности отчетливо показывают, с одной стороны, абсолютную беззащитность человека, а с другой - слабость и неэффективность отечественного механизма правоохранения.

По многим экспертным оценкам, вся правоохранительная система страны находится в состоянии глубокого и системного кризиса. Она не способна в новых условиях полноценно выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению юридической безопасности наших граждан, общественных и государственных интересов. Наступила профессиональная и нравственная деформация многих представителей соответствующих структур. Возник очевидный конфликт их личных и общественных интересов. Ко всему блоку правоохранения, похоже, подорвано доверие со стороны общества. Так, согласно социологическим исследованиям аналитического центра Ю. Левады, сейчас «в зоне доверия находятся только три очень устойчивых института: Путин и Медведев, армия и церковь… а милиция, суд, политические партии, прокуратура, депутатский корпус оцениваются людьми крайне негативно и пользуются преимущественным недоверием».

Поэтому вовсе не случайно, что Президент РФ 18 февраля 2010 г. издал Указ № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел». По сути, в этом правовом акте речь идет о начале преобразований одного из важнейших направлений государственной деятельности. Чуть ранее, в 2007 году, проведены структурные изменения в прокуратуре РФ, при которой образован Следственный комитет (Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”»), а в 2008 году Президент РФ объявил о начале очередного этапа реформирования судебной системы (распоряжение Президента РФ от 20.05.2008 № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе»).

В связи с этим возникает естественный вопрос: может ли реализация намечаемых мер привести к улучшению состояния правоохранительной деятельности? На поставленный вопрос, вероятнее всего, последует утвердительный ответ. А вернее, это в какой-то степени будет способствовать изменению сложившейся ныне ситуации.

В то же время нетрудно предположить, что модернизация государственных сфер, указанных в названных юридических актах, сама по себе не приведет к радикальным переменам, существенному повышению эффективности всего правоохранительного комплекса и ожидаемым обществом высоким результатам. И это объясняется тем, что принятые решения, как видно из их содержания, имеют строго предметный, условно говоря, ведомственный характер. Диапазон и объем реформаторских мероприятий носит несколько точечный, ограниченный характер. Он не затрагивает всей правоохранительной системы и изолирован от многих других проблем правоохранительной деятельности.

На наш взгляд, одним из важных и непременных условий преодоления столь масштабных и глубинных социальных и правовых явлений выступает концептуальный подход. Поэтому требуются соответствующие усилия, системная и последовательная работа по формированию и осуществлению доктринальных основ в сфере охраны права, правовых ценностей. Другими словами, нужна государственная правоохранительная политика. А на ее базе можно более успешно решать задачи повышения эффективности всей правоохранительной деятельности, обеспечения прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Правоохранительная политика, безусловно, должна стать одной из разновидностей хорошо продуманной, официально принятой и активно реализуемой в обществе правовой политики. Иначе говоря, правоохранительная политика - одна из составляющих более емкого и широкого понятия, каковым является правовая политика вообще.

Отметим, что, в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемы правоохранительной политики до последнего времени должным образом не изучались. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих концептуальных основ этого правового феномена. Так, в юридической науке не имеется единого мнения о понятии и содержании таких базовых правовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует общего научного подхода к содержанию юридического термина «охрана», его соотношения с близкими правовыми категориями «защита», «обеспечение», «реализация прав и свобод личности». Тем более мы не располагаем устоявшимися научными представлениями о правоохранительной политике, ее содержании, приоритетных направлениях реализации. А пока идут споры представителей науки, практикующих юристов, криминальная ситуация стала реальным фактором, угрожающим национальной безопасности России. Права и свободы наших сограждан, как уже отмечалось, существенно и системно нарушаются во многих других областях общественных отношений.

Сказанное еще раз подчеркивает значимость разработки и реализации официальной правоохранительной политики и ее концепции, отвечающей современным социальным реалиям и учитывающей как собственный исторический опыт, так и достижения мировой практики. Концепция - это не только свод теоретических идей, но и своего рода программа конкретных действий. А как показывает практика социального управления последних лет, именно программно-целевой метод позволяет результативно решать поставленные задачи, добиваться намеченных целей.

Как известно, в зависимости от функций права правовая политика может подразделяться на праворегулятивную и правоохранительную. Если первая призвана содействовать осуществлению регулятивной функции права, созданию предпосылок для гармоничного развития общественных отношений, то вторая - придать общий алгоритм деяниям всех субъектов правоохранительной деятельности, мобилизовать их на более эффективное выполнение охранительной функции права. Правоохранительная политика объединяет все имеющиеся субъекты правоохранения в правоохранительную систему.

Охранительная функция права требует к себе постоянного внимания со стороны государственных и негосударственных правоохранительных структур. А они для эффективного осуществления своих полномочий должны так или иначе участвовать в формировании и реализации правоохранительной политики.

Если данная функция не срабатывает, что наблюдается в современной России, то, как показывает юридическая практика, не срабатывает и правовая система в целом. Роль правоохранительной политики заключается в том, чтобы отладить, в полной мере восстановить охранительную функцию права, сделать право более защищенным от вызовов и угроз современности.

На наш взгляд, в самом общем виде правоохранительную политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных институтов по повышению эффективности охранительной функции права, выстраиванию полноценной правоохранительной системы, совершенствованию правоохранительной деятельности в целях обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства.

Правоохранительная политика имеет вполне конкретное содержание, цели, задачи, функции, приоритетные направления. Она базируется на определенных принципах.

Ее сущность заключается в выработке и практической реализации охранительных идей и целей стратегического свойства.

В основе этой политики заложены интеграционные начала. В силу своей природы она способна объединить для достижения общих правоохранительных задач многие разновидности правовой политики: правотворческую, правоприменительную, судебно-правовую, уголовно-правовую, процессуально-правовую, финансово-правовую.

В практическом аспекте данная политика представляет собой разностороннюю деятельность многих субъектов, направленную на решение широкого круга правоохранительных задач, таких как:

1) повышение эффективности правового регулирования этой сферы;

2) организация работоспособного механизма правоохранения;

3) координация и взаимодействие правоохранительных структур;

4) формирование их кадрового состава;

5) совершенствование собственно правоохранительной деятельности - борьба с преступностью и другими правонарушениями, контрольно-надзорные функции, правосудие и другие направления;

6) разработка и реализация превентивных мер;

7) формирование правоохранительной культуры государственных служащих и законопослушной личности и т. д.

На концептуальном уровне, по нашему мнению, требует детальной проработки вопрос о субъектах правоохранительной политики и соответствующей деятельности. И если в формировании правоохранительной политики могут принимать участие бесчисленное количество юридических и физических лиц, включая граждан, то реально выполнять функции правоохранения вправе отнюдь не многие.

Несомненно, правоохранительная политика не должна сводиться к уголовно-правовой политике. Сфера ее интересов не ограничивается только криминальной средой, а объектами ее охранения являются все области социальных связей, урегулированные правом. Зачастую нарушением, например, экологических, строительных, медицинских, трудовых, жилищных норм порой причиняется не меньший социальный вред, чем преступлением.

В современной теории права выделяется государственная и негосударственная правоохранительная деятельность. Последнюю осуществляют многие социальные образования, выполняющие функции защиты прав и свобод личности, охраны общественного порядка, разрешения определенных юридических споров.

Вместе с тем решение задач, связанных с правоохранением, Конституция РФ непосредственно возлагает на государство. Как верно акцентирует внимание Е.А. Лукашева, необходимым условием обеспечения прав человека является совершенствование деятельности государства и его органов.

В юридической науке сложилось условное деление органов государства на две большие группы: во-первых, это органы, для которых обеспечение прав человека является важным, но не основным видом деятельности, во-вторых, органы, осуществляющие правоохранительную деятельность как основную. Органы, входящие во вторую группу, считаются специализированными и называются правоохранительными органами. Они стали центральным звеном правоохранительной системы.

В законодательстве не имеется дефинитивных норм, раскрывающих понятие «правоохранительные органы», поэтому оно нарабатывается юридической доктриной. В науке к ним традиционно относят специальные органы по борьбе с правонарушениями (преступностью), органы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, и ряд других.

Отдельного обсуждения заслуживает роль суда в формировании и реализации правоохранительной политики. На первый взгляд в такой постановке этот вопрос не представляет каких-то сложностей. Суд как орган государственной власти в силу выполняемых им функций по правоприменению, правоинтерпретации и правотворчеству, несомненно, формирует судебную, правоохранительную и в целом правовую политику государства. Однако проблема заключается в том, что вот уже длительное время в юридической науке остается неопределенным статус суда как субъекта правоохранительной деятельности. Среди ученых и практиков укрепилось мнение о том, что суд не может рассматриваться в качестве одного из правоохранительных органов и не входит в их систему.

Однако с такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. По нашему мнению, термин «правоохранительные органы» является собирательным, и к таким органам как раз-то по смыслу и сути их деятельности относится и суд. Располагая основным юридическим средством - действующим законодательством - и осуществляя от имени государства особые полномочия, суд выполняет охрану прав и свобод граждан, интересов общества и государства. По меткому замечанию И.Л. Петрухина, «в известном смысле суды - еще более правоохранительные органы, чем прокуратура, МВД и ФСБ». С позиций функционального подхода, как отмечает М.И. Байтин, суды были и остаются органами, специально созданными для охраны права, законности и правопорядка, т. е. правоохранительными органами. Здесь, видимо, уместно вспомнить слова видного ученого-юриста XIX века Н.М. Коркунова: дело судебной власти - «охранять существующее право».

Основной довод оппонентов, утверждающих, что суд осуществляет не охрану, а защиту уже нарушенных прав, а потому не выполняет функции правоохранения, с нашей точки зрения, ни в коей мере не может поколебать статуса суда как субъекта правоохранительной деятельности. На наш взгляд, понятие «защита» является составной частью более широких по содержанию терминов, каковыми являются «охрана» и «обеспечение» прав и свобод человека. Кроме того, суд в современных условиях не только восстанавливает нарушенные или оспариваемые права личности, но и осуществляет профилактическую, воспитательную и даже в определенных случаях, казалось бы, несвойственную для нашей правовой системы функцию - правотворческую. Во всяком случае принятое недавно определение КС РФ от 19.11.2009 № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях””», которым он вместо законодательного органа страны, по существу, отменил такой вид уголовного наказания, как смертная казнь, не оставляет каких-либо в этом сомнений. И фактически в современной России формируется прецедентное право.

То есть правоохранительная деятельность суда начинается не с восстановления уже нарушенных прав, а на более ранней стадии.

Поэтому проблемы осуществления судебно-правовой политики и функционирования судебной системы, с нашей точки зрения, могут стать составной частью концепции правоохранительной политики. Причем здесь следует учесть и существующие весьма острые дефекты исполнения судебных актов. Европейский суд по правам человека неоднократно в принимаемых решениях записывал, что судебные процедуры по защите прав человека не могут считаться завершенными, если принятое судом решение реально не исполнено.

Активными субъектами правоохранительной деятельности, по нашему мнению, должны стать новые для современной России государственные институты. Такие, например, как Уполномоченный по правам человека, Федеральная служба финансового мониторинга, создаваемые в рамках Министерства юстиции РФ юридические бюро для оказания правовой помощи населению. Кстати, эти бюро как государственные учреждения стали прообразом зарождающейся сейчас государственной адвокатуры.

Теперь кратко остановимся на некоторых, на наш взгляд, приоритетных направлениях правоохранительной политики и модернизации этой системы.

Безусловно, таковым должно стать совершенствование организационно-правовых основ контроля и борьбы с преступностью, и прежде всего с наиболее опасными формами ее проявления: организованной преступностью, в том числе преступными сообществами, коррупцией и казнокрадством, незаконным оборотом наркотических средств, террористическими проявлениями, преступностью среди несовершеннолетних как питательной среды ее наиболее опасных форм.

Одним из основных направлений данной политики должна стать координация всех субъектов правоохранительной деятельности и особенно специальных служб, устранение у них избыточных и дублирующих функций. Недавно Президент РФ на коллегии Генпрокуратуры возложил вину за провалы в МВД и на надзорные органы. Видимо, выполняемая прокуратурой РФ функция координации правоохранительных органов не совсем срабатывает. И требуются дополнительные меры на уровне государственной политики по преодолению разобщенности различных ведомств, усилению их взаимодействия, объединению сил и средств для выполнения общих задач правоохранения.

Достаточно сложной стала проблема разработки единых критериев эффективности правоохранительной деятельности. К сожалению, действующие показатели оценки специальных структур во многом формальны и не отражают истинного положения достижения ими социально полезных целей. В них во многом доминируют корпоративные начала. В то же время весьма отрадно, что в последние годы в обществе активно обсуждается проблема совершенствования критериев оценки правоохранительной системы. Думается, что здесь нужно уйти от формально-количественного подхода, а показатели эффективности правоохранительной деятельности должны быть ориентированы не на ведомственные, а на общегосударственные, общественные интересы.

Следует внести серьезные коррективы в кадровую политику. На этой основе разработать и принять федеральный закон «О правоохранительной службе в Российской Федерации». Ведь ни для кого не секрет, что отмечаемые среди сотрудников этой сферы деятельности негативные явления возникли не сегодня, а уходят своими корнями в 90-е годы прошлого столетия, когда из этих органов по определенным причинам ушли профессионалы, полностью разрушены и до сих пор не восстановлены основы комплектования соответствующих структур, и особенно в МВД. Как недавно заметил бывший начальник ГУВД Москвы В. Пронин, «на протяжении многих последних лет мы проводили не отбор в систему органов внутренних дел, а набор». Представляется, что сейчас следует бороться не со следствием возникших проблем, а с причинами. Поэтому требуются реальные и действенные меры по отбору, профессиональной подготовке и переподготовке личного состава, повышению правового статуса сотрудников. Их уровень материального, бытового и социального обеспечения должен быть достойным, соответствовать возлагаемой на них высокой ответственности, а служба в органах - престижной. И несомненно, надо решить задачу по восстановлению и повышению к ним уровня доверия и поддержки со стороны общества.

Обеспечение результативной работы всего механизма правоохранения невозможно без надежно функционирующего контроля со стороны общества, а также развития принципа публичности (транспарентности) деятельности этих органов. Их закрытость - питательная среда для коррупции, злоупотреблений и принятия незаконных решений, нарушающих или ущемляющих права и законные интересы граждан. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он, конечно, будет способствовать максимально возможной открытости всей сферы судебной деятельности и в большей мере гарантировать обеспечение справедливого правосудия. Сейчас необходимо разработать и принять еще один правовой акт, с тем чтобы регламентировать принцип публичности в деятельности других органов правоохранения.

В заключение отметим: правоохранительная система современной России играет ведущую роль в выполнении правозащитной функции государства, установлении гармоничных отношений личности и власти. Основой выхода ее из состояния кризиса и повышения эффективности правоохранительной деятельности может стать правоохранительная политика, которую следует формировать общими усилиями ученых и практиков, всех тех, кто заинтересован в дальнейшем правовом и демократическом развитии нашего общества.

Библиография

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 09-06-00156а).

2 См. подробнее: Гареев М. За избиение ОМОНом 300 человек милицейское начальство получило условные сроки // Комсомольская правда. 2010. 6 марта; Красноперов А. Отрезвление // Новая газета. 2010. 20 янв.; Голованов Д. Отрикошетило. Глава МВД Тувы лишился поста из-за своего подчиненного // Российская газета. 2009. 27 окт.; Качкаева Э., Низамов Р. Во время оглашения приговора Евсюков прятал глаза от своих жертв // Комсомольская правда. 2010. 20 февр. и др.

3 О понятии правозащитной функции см. подробнее: Мирзоев Г. Защита прав человека и роль правоохранительной системы государства в ее обеспечении // Уголовное право. 2006. № 3. С. 114.

4 Радзиховский Л. Изменить нельзя? // Российская газета. 2009. 1 дек.; Александров Г. Им можно все? // Аргументы и факты. 2010. 17-23 марта; Овчинников А., Рябцев А. Нургалиев разрешил обороняться от милиционеров // Комсомольская правда. 2009. 28 нояб.

5 Радзиховский Л. Указ. раб.

6 См., например: Раичев Д. Мэра пресечение. Глава Смоленска, его заместитель и охранник обвиняются в вымогательстве взятки // Российская газета. 2010. 1 марта; Ямшанов Б. Рецепт от Генпрокурора. Юрий Чайка ужесточает контроль за игорными заведениями, зарплатами и чиновниками // Там же. 12 янв.; Батурин Ю. Помощь сиротам и беспризорникам // Парламентская газета. 2009. 18 дек.

7 Гудков Л. У власти в запасе есть год // Улица Московская. 2009. 30 апр.; Журавлева А. Моя милиция не меня бережет // Парламентская газета. 2009. 25 дек.; Иванов В. За правдой - в Европейский суд. Только 17% россиян доверяют отечественному судопроизводству // Московский комсомолец. 2008. 21-28 мая.

8 См.: Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под. ред. А.В. Малько. - М., 2008. С. 36.

9 См. подробнее: Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / Под. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гринько. - М., 2007; Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - М., 2005; Он же. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Госу-

дарство и право. 2004. № 1. С. 5-18; Он же. Коррупция в России // Там же. 2007. № 11. С. 20-27.

10 См., например: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта; Выжутович В. Защита Лукина // Там же. 2007. 4 апр.; Нестерова О. За получкой к прокурору // Там же. 2009. 20 янв.; Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Там же. 2010. 9 марта.

11 См.: Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5. С. 61-65.

12 См.: Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право: Учеб. - М., 2008. С. 116.

13 См. подробнее: Сулейманов Б.Б. К вопросу о методологических аспектах правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики: Сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Под. ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 89-93; Мак-Мак В.П. Понятие «правоохранительный орган» (на основе анализа научной и учебной литературы) // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2006. С. 141-144; Гайдов В.Б. Правоохранительная система России и ее место в государственном механизме // Полицейское право. 2005. № 3. С. 40-42.

14 См., например: Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 1996. С. 3-11; Савельева Т.А. Судебная власть в гражданском процессе: Учеб. пособие. - Саратов, 1997. С. 11; Вдовенков В.М. Актуальные вопросы судоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 15.

15 Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 17.

16 См.: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов, 2001. С. 295.

17 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 2003. С. 325.

19 См.: Вятчанин Н. Погоня за процентами отменяется // Парламентская газета. 2005. 25 нояб.; Лавров А. В МВД собираются отменить «палочную систему» // Комсомольская правда. 2009. 27 нояб.; Демченко В. На бумаге мы все маги. Рашид Нургалиев упраздняет палочную систему в МВД // Известия. 2010. 22 янв.

20 Пронин В. «Мне как начальнику милиции от этих кадров порой аж выть хотелось» // Комсомольская правда. 2010. 6 февр.

Поделитесь статьей с коллегами:

Что такое государство?

Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)

Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)

Государство - это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)

Государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?

К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд» - также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» - состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.

В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) - «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» - ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово - «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» - договор.

Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. πόλις - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» - которое переводится как «общее дело».

Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства - это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан - «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы:

  • Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.
  • Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях.
  • Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
  • Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
  • Аппарат принуждения.

Дополнительные признаки государства:

  1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.
  2. Единая оборонная и внешняя политика.
  3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние .

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);
  • социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;
  • внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;
  • организация экономических связей с другими странами.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

Ответ

2. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

Ответ

В качестве примеров выполнения государством своих внешнеполитических функций могут быть приведены:

1) разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;

2) поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;

3) защита независимости и территориальной целостности государства;

4) участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

Ответ

4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. <…>

…Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на их исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название - политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <…>

Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип ношений.

(Пушкарева Г. В. Власть как социальный иститут // Социально-политический журнал. 1995. № 2. 87−88.)

1) Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

3) Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и акты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

Ответ

1.

Главная отличительная черта политической власти состоит в том, что решения, принимаемые её субъектом, становятся обязательными для всех членов общества.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

К особенностям политического неравенства на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие:

Изменение порядка формирования политической элиты в направлении усиления демократичности и открытости;

Изменение самой политической элиты, которая перестала совпадать с сословным и экономическим делением общества, стала более подвижной и внутренне неоднородной.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве факторов, влияющих на достижение человеком особого статуса в иерархической структуре общества, могут быть приведены:

1) исключительные свойства личности;

2) уровень образования;

3) поддержка политической организации;

4) доступ к средствам массовой информации и др.

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве примеров данных норм могут быть указаны:

1) нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений;

2) нормы, определяющие порядок формирования политической элиты (в демократических странах нормой стала конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом - партийная принадлежность);

3) нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность («Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации и др.)

5. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите последовательность цифр.

Ответ

6. (1−6). Прочитайте текст и выполните задания 1−6.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счёте, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность <…> Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя <…> Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся <…> Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо <…> Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно <…> Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных <…>

(Адаптировано по кн. Н. Макиавелли)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

3) О каких чувствах подданных по отношению к государю пишет Н. Макиавелли? Какова его позиция по этому вопросу? Как автор обосновывает свою позицию?

5) М. возглавил государство в трудный момент. Он обещал вывести страну из кризиса, гаранти­руя права собственников и свободу предпринимательства. Вскоре, чтобы пополнить государ­ственный бюджет, М. объявил о национализации нефтедобывающих предприятий и введении ряда государственных монополий. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

6) Нередко высказывается оценка суждений Н. Макиавелли как аморальных. Согласны ли вы с этой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своего мнения.

Ответ

1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

верность государя своему слову;

способы борьбы с врагами;

как народ должен относиться к правителю.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

2.В правильном ответе могут быть названы следующие качества:

верность данному слову;

прямодушие;

неуклонная честность;

сострадательность;

милостивость;

искренность;

благочестие.

Могут быть названы другие качества.

3. В ответе должны быть следующие элементы:

два чувства в отношении людей к государю: любовь и страх;

обоснование: страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

4. В ответе могут быть приведены следующие рекомендации:

можно нарушать свое обещание, если оно вредит твоим интересам или если изменилась ситуация;

надо рассчитывать на то, что зависит от тебя, а не от кого-то другого;

ни в коем случае нельзя навлекать на себя ненависть подчиненных;

нельзя доверять льстецам, лицемерам.

На основе текста могут быть сформулированы иные рекомендации.

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

объяснение приведенного в задании факта, например: изменились обстоятельства, осознание им интересов государства, потому политик М. счел возможным нарушить данное обещание.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

фрагмент текста: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной оценкой;

два аргумента - объяснения в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что
Макиавелли призывает государя, по сути, выйти за рамки морали (добра, порядочности, верности и пр.);

советы Макиавелли исходят из того, что общество аморально по своей природе и руководствуется соображениями личной выгоды, а это не соответствует действительности;

в случае несогласия может быть указано, что

советы Макиавелли реалистичны, они учитывают специфику политической деятельности;

современный политик, чтобы победить на демократических выборах, должен, с одной стороны, нравиться избирателям, с другой - привлекать спонсоров, чьи интересы могут расходиться с интересами большинства общества, с третьей - принимать во внимание объективные потребности государства; всё это трудно реализовать в рамках моральных норм.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Джон Локк (1632−1704) - британский философ и педагог.

Учился в Оксфордском университете. Член Королевского общества (1668), член Совета Королевского общества (1669). Сочетает правительственную службу в Англии с масштабной научной и литературной деятельностью.

Участвовал в составлении конституции для провинции Каролина в Северной Америке.

Представитель сенсуализма, отрицал наличие врождённых идей у человека, обосновывал принцип «tabula rasa». Эмпирик, считал основой познания исключительно опыт, утверждал первичность ощущений, получаемых благодаря органам чувств, перед разумом.

Автор педагогической системы, базирующейся на принципе утилитаризма. Объединял физическое, умственное и религиозно-нравственное воспитание в единый комплекс, цель которого - выработать определённые привычки, необходимые в жизни.

Сторонник отделения церкви от государства. Прославление и познание Бога при этом считал назначением человека.

Сторонник теории общественного договора и конституционной монархии. Отстаивал наличие естественных прав и свобод, рассматривал государство в качестве их гаранта, теоретик гражданского общества и правового государства.

Один из авторов доктрины о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную, занимающуюся дипломатическими вопросами), первым предложил данную теорию. Подробно изложил собственные политические взгляды в работе «Два трактата о правлении» (1689).

Воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет. Он должен уметь показать их своему воспитаннику… должен научить его разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью… Он должен приучать своего воспитанника составлять себе, насколько это возможно, правильное суждение о людях на основании тех признаков, которые лучше всего показывают, что те представляют собой в действительности, и проникать своим взглядом в их внутреннее существо, которое часто обнаруживается в мелочах, в особенности когда эти люди находятся не в парадной обстановке и не начеку.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Там, где нет законов, там нет и свободы.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

Следовательно, свобода человека и свобода поступать по его собственной воле основываются на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли. Предоставить ему безграничную свободу до того, как он будет иметь разум, который мог бы им руководить,- это не значит предоставить ему привилегию его природы быть свободным, но значит отбросить его в среду зверей и оставить его в таком жалком состоянии, которое столь же ниже достоинства человека, как и их состояние. Вот что вкладывает власть в руки родителей для того, чтобы они управляли своими детьми во время их несовершеннолетия. Бог поручил им заботиться о своем потомстве и наделил их соответствующей этому склонностью к нежности и заботе, дабы умерять эту власть, дабы применять ее так, как это предписывает его мудрость, на благо детей до тех пор, пока они должны находиться под этой властью.

Темы эссе:

1) («Высшая проба», демонстрационный вариант, 2-й этап, 9 класс, 2013 г.)
«Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

(Николай Бердяев)

2) («Высшая проба», 2 -й этап, 11 класс, 2013 г.)
Джеймс Мэдисон писал: «Предрасположение к взаимной вражде столь сильно в человеке, что даже там, где для неё нет существенных оснований, достаточно незначительных и поверхностных различий, чтобы возбудить в людях недоброжелательство друг другу и ввергнуть их в жесточайшие распри». Многие авторы в разное время делали схожие наблюдения, выводя из них различные политические теории. Приведите примеры известных вам теорий такого рода. Что вы знаете и можете сказать о политических выводах Мэдисона? В каких именно институтах они воплотились?

3. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: „Я, государство, есмь народ“».

(Фридрих Ницше)

4. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастье государств растет вместе с несчастьями людей».

5. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть ещё более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов».

(П. Я. Чаадаев)

«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре».
(У. Шекспир)

«Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».
(С. Цвейг)

3. («Высшая проба», 2-й этап, 9 класс, 2014 г.)

«Смешанная республика представляет собой соединение элементов президентской и парламентской республики. Из президентской республики заимствуются широкие президентские полномочия, в том числе право президента распускать парламент при определённых обстоятельствах, а также 4-летний срок президентских полномочий. Из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента и пост премьер-министра, отделённый от поста президента».

Ответ

a) о том, что из президентской республики заимствуется право президента распускать парламент (в президентской республике президент не имеет такого права) (2 балла за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

б) о том, что из президентской республики заимствуется 4-летний срок президентских полномочий (во-первых, 4-летний срок президентских полномочий не является сущностной чертой президентской формы правления. Во-вторых, в смешанных республиках срок президентских полномочий нередко отличается от 4-летнего, например, в России, Франции и др.) (1 балл за упоминание пункта + 1 балл за хотя бы один верный пример);

в) о том, что из парламентской республики заимствуется двухпалатное устройство парламента (двухпалатный парламент не является обязательным элементом ни парламентской, ни смешанной формы правления).

4) («Высшая проба», 2-й этап, 10 класс, 2014 г.)

«Одна из особенностей теории общественного договора Томаса Гоббса состоит в том, что общественный договор заключается между народом и будущим сувереном. Суверен является носителем народной воли, но его власть может быть отторгнута после того, как он совершает действие, почитаемое народом нелегитимным. Однако же, оправдывая восстание против нелегитимного монарха, Гоббс остается теоретиком абсолютной власти».

Ответ

Ошибочны следующие утверждения:

a) о том, что в теории Гоббса общественный договор заключается между народом и будущим сувереном (в этой теории будущий суверен не является участником договора) (3 балла);

б) о том, что власть суверена может быть отторгнута после совершения им нелегитимного (с точки зрения народа) действия и/или о том, что Гоббс оправдывал законность восстания против нелегитимного монарха (4 балла + 1 балл за упоминание Локка как теоретика свержения нелегитимного монарха).

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

М.Г. АРУТЮНОВА,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске

[email protected]

Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.

Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.

On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia Arutjunova M.

Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.

Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.

УДК 342.5:342.9

К вопросу об актуальности правоохранительной политики в России

Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»1.

Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.

Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблема-

тики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»2.

В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права3.

В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхо-

1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. - Пятигорск, 2003. С. 4.

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-108.

3 См. там же. С. 109.

Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее - проект)2. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.

Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации3.

Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»4.

Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.

Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:

1) политика законодательных (представительных) органов;

2) судебная политика;

3) политика органов прокуратуры;

4) политика органов следствия;

5) политика Федеральной службы безопасности РФ;

6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;

7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);

8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;

9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;

11) политика адвокатуры;

12) политика нотариата и т. д.

Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»5.

Одна из основных задач Российского государства - защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще6.

1 Терехин ВА. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 11-12.

2 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012. 32 с.

3 См. там же.

4 См. там же. С. 9-10.

5 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.

6 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.

«Современное право», № 8" 2013

Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правона-рушений1.

Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»2.

Правоохранительная политика - это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо3.

В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания.

Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политик

  • Элементный состав правоохранительной системы: теоретико-методологический аспект

    ЗАСИМОВ И.Ю. - 2012 г.

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

    ШАГИЕВ БУЛАТ ВАСИЛОВИЧ, ШАГИЕВА РОЗАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - 2014 г.